Ольга Ерыкалина
Ольга Ерыкалина, руководитель отдела международного поиска Яндекса

1) Сколько пользователей из Казахстана пользуются поисковиком Яндекс и какие популярные запросы на казахском языке? Не поделитесь ли вы более подробной статистикой?

По данным LiveInternet, доля поиска Яндекса в Казахстане в ноябре 2016 года составила 20,2% (источник: переходы пользователей из Казахстана с поиска Яндекса на сайты доменных зон .ru и .kz со счетчиком LiveInternet). Стоит помнить, что доля сейчас − далеко не самый точный показатель популярности сервиса, ведь она рассчитывается по переходам из результатов поиска на внешние сайты, а мы стремимся, чтобы пользователи могли решать свои задачи прямо на странице результатов поиска, без необходимости переходить куда-то еще. Для этого у нас есть и поисковые подсказки (когда ответ отображается прямо при вводе поискового запроса, еще до нажатия кнопки «Найти»), и объектный ответ о популярных людях и понятиях (например, Дэвид Боуи), и колдунщики — блоки с полезной информацией над результатами поиска (например, погода: погода Шымкент ).

Добавлю, что каждый день казахстанские пользователи задают Яндексу около пяти миллионов запросов. Чаще запросы задают на русском языке. А вот топ-7 самых популярных запросов на казахском (учтены точные формулировки запросов):

1) [қазақша әндер]

2) [күнделік]

3) [жеңімпаз жеткіншектер]

4) [қазақ хандығы]

5) [төреғали төрәлі әндері]

6) [қазақша мультфильмдер]

7) [жаңалықтар бүгінгі]

Стоит, однако, учесть, что язык некоторых запросов определить невозможно. К примеру, очень популярные запросы [кино], [сериал], [порно], [секс], [реферат], [фото] одинаково выглядят как на русском, так и на казахском. Также иногда, когда ищут с мобильного телефона, пишут транслитом. Тогда, например, вместо [жаңалықтар бүгінгі] запрос может выглядеть так: [zhanalyktar bugingi]. Наконец, язык запроса часто зависит от его темы. К примеру, школьники ищут информацию по учебе на том языке, на котором они учатся – независимо от того, на каком разговаривают в жизни.

2) Насколько нам известно, в Казахстане очень популярен ваш сервис новостей. В связи с этим вопрос, не планируете ли внедрить новости на казахском языке в блоке Яндекс.Новости?

Задача Яндекс.Новостей – транслировать информацию, которую публикуют и передают нам наши партнеры-СМИ. У сервиса нет ни собственной редакции, ни журналистов, ни переводчиков. А среди партнеров в данный момент недостаточно СМИ, которые публикуют новости на казахском языке. Если их количество увеличится, мы обязательно подумаем над тем, чтобы сделать выпуск новостей на казахском.

3) Сколько сотрудников работают в Казахстане над улучшением поисковика и обработкой запросов на казахском языке?

Специально выделять людей, которые будут заниматься одной отдельно взятой страной или языком, у нас нет ни возможности, ни необходимости. Над сервисами и проектами для Казахстана работает несколько международных команд из разных стран. Также у нас есть надомники, которые живут в Казахстане и удаленно выполняют для нас некоторые задачи.

4) Есть ли статистика, сколько пользователей из Казахстана активно пользуются вашей почтой?

Есть 🙂 Но это наша внутренняя информация, которой мы не готовы делиться.

5) Как вы оцениваете и определяете качество перевода интерфейса Яндекса? Есть ли у вас специальные люди, которые за это отвечают или вы обращались переводческие агентства?

В данный момент у нас нет штатных переводчиков на казахский язык. В зависимости от задач мы работаем с разными партнерами, которые занимаются как переводом, так и контролем качества.

6) Хочется узнать преимущества Яндекс.Переводчика от Гугл.Транслейт? В гугле есть специальные сообщества и волонтеры, которые помогают улучшать сервис и качество переводов. Есть ли подобные возможности у вас?

На сервисе можно править перевод, и каждая правка от пользователей помогает нам собирать информацию об ошибках. Для этого нужно нажать на карандаш в верхнем правом углу поля перевода. В целом же Яндекс.Переводчик активно занимается созданием машинного перевода для языков народов стран СНГ. Работая, например, с татарским и марийским языками, мы опирались на поддержку местных активистов. Так что мы с удовольствием принимаем помощь от носителей языков.

7) Когда можно будет публиковать в Яндекс.Директ рекламные баннеры на казахском языке? И, вообще, есть ли спрос у рекламодателей на казахоязычную рекламу?

Пока что к нам не поступало предложений публиковать баннеры на казахском языке. Вы – первые, кто об этом спросил 🙂 Но если мы увидим, что на это есть спрос, то, конечно, подумаем о реализации такой возможности.

8) Мы знаем, что некоторые казахоязычные сайты работают через Яндекс.Партнер, а некоторые сайты не проходит модерацию. Можете объяснить по каким критериям вы отбираете сайты?

Мы проверяем сайты на соответствие правилам участия РСЯ. Есть требования по минимальной посещаемости и качеству контента (подробней почитать об условиях можно здесь:https://yandex.ru/legal/partner/). Каждый случай, когда сайт не проходит модерацию, индивидуален. Вероятно, если это произошло – значит, ресурс не отвечал какому-то из наших правил.

9) Можете рассказать об опыте запуска Яндекс.Такси в Казахстане? Чем отличается казахстанский рынок от российского?

Запуск Такси в Алматы и Астане стал возможным благодаря тому, что мы заключили меморандум с АО «Центр развития г. Алматы» и акиматом Астаны. Это говорит об открытости казахстанских властей к инновациям, их желании улучшить транспортную инфраструктуру города и сделать жизнь горожан более комфортной. Местные жители тоже встретили нас тепло. Мы вышли на рынок с самыми выгодными тарифами в стране – цены удивляли даже алматинцев, которые привыкли к дешевым «уличным» такси. К тому же, в первые недели запуска в рамках промо-кампании за 160-200 тенге можно было прокатиться на Geländewagen Mercedes-Benz, Bentley и других люксовых автомобилях. Сейчас к сервису подключено около 70 таксопарков Казахстана. Интересно, что у местных таксистов есть привычка подсаживать попутчиков. Поскольку мы активно работаем над улучшением сервиса, нам приходится отучать их от этой привычки, чтобы водитель, принявший заказ, не подбирал пассажиров по пути. Также этой весной мы запустили фотоконтроль – раз в пару дней таксисты фотографируют автомобили, а сотрудники сервиса просматривает снимки и могут заблокировать водителя, если его автомобиль не соответствует стандартам (имеет повреждения, неухоженный салон и так далее).

10) И последний вопрос, какова цель открытия офиса в Казахстане?

Задача коммерческого офиса Яндекса – помогать нашим клиентам в Казахстане продвигать свои товары и услуги с помощью рекламных сервисов Яндекса. Сотрудники офиса рассказывают клиентам о возможностях Директа, медийной рекламы и учить их правильно строить рекламные кампании. Что же касается разработки и продвижения сервисов, то над этим, как и раньше, будут работать разные международные команды из других стран.