Оказалось, что в Европе войлоковаляние пользуется большим спросом и развито куда лучше, чем в Казахстане — стране, где работа с войлоком была традиционным занятием кочевников. Айгуль Жансерикова решила возродить древнее искусство. В 2002 году это начиналось как хобби, которое переросло в полноценный бизнес — ТОО Aigul Line. Бизнесвумен регулярно участвует в международных выставках, а ее продукция получила множество наград за качество. О том, почему Айгуль Жансерикова решила возродить войлоковаляние и через какие трудности пришлось пройти прочитаете в данном материале.

Расскажите, как вы пришли к идее возрождения забытой в Казахстане деятельности «войлоковаляние»?

Вообще по образованию я биолог, кандидат биологических наук, эколог.  Когда я работала в 1999 году в Бернском университете в Швейцарии я начала интересоваться различными экологическими проектами. Впоследствии, я принимала участие в осуществлении многих проектов в Казахстане. Таким образом, накопился большой опыт в реализации востребованных проектов для населения. К моему удивлению, в то время швейцарские женщины носили головные уборы из войлока. А в Казахстане редко можно увидеть людей, носящих войлочную вещь. Иностранцы  говорили, что это экологически чистый материал, не синтетика. Как эколог это не оставило меня равнодушной. Мое экологическое образование, мировоззрение сподвигнуло  меня заняться этой деятельностью.

Поистине, вас можно назвать первым дизайнером, возродившим войлочное производство?

В Казахстане меня прозвали «королевой войлока», основателем школы валяния казахстанского войлока. (смеется) Да, до этого были художники, кто изготовлял продукцию для своего творчества, узкого круга людей. А научить других женщин, создать большой ассортимент, новые виды изделий и даже экспортировать войлочную продукцию за рубеж, представить нашу страну как Родину войлока тогда еще никому в голову не приходило. Это и есть возрождение забытого ремесла.

В 2004 году я создала  первую мастерскую войлока в Казахстане, организовала первые обучающие тренинги по войлоковалянию в стране, на которых прошли бесплатное обучение более 350 безработных женщин из различных регионов Казахстана и, впоследствии, многие ее последователи создали свои мастерские в регионах.

В 2002 году организовала первую выставку-ярмарку ремесленников из Центральной Азии в Центральном государственном музее г. Алматы, после которой проведение подобных ярмарок стало регулярным в Алматы для ремесленников из всех ЦА стран.

С 2012 г. по 2017 год ежегодно организовывала «Фестиваль традиционных ремесел в преддверии EXPO-2017» в Торгово Развлекательном Центре Хан Шатыр в г. Астана, продемонстрировав пример использования крупных ТРЦ как новых площадок для реализации ремесленной продукции.

Наша маленькая компания — организатор многих мероприятий, выставок и ярмарок как на национальном, так и международном уровнях. Например, мы организовали первое участие казахстанских ремесленников на Международном фестивале ремесленников в Будапеште (с 2004 года), где теперь многие участвуют ежегодно, а также на Универсиаде 2013 в г. Казань (Россия), в США, Италии, Германии, Китае, в г. Астана, Алматы, Шымкент и др.

Айгуль Жансерикова. Фото: Саяжан Абирбек

Откуда вы узнали о выделяемых государством грантах в размере 3 млн тг на безвозмездной основе?

О господдержке в виде грантов я узнала из источников СМИ. Как вы видите, до этого мы прошли большой и длинный самостоятельный путь развития своего бизнеса, а также помогали многим коллегам. Соответственно, и интерес к нашему бизнесу, к возрождению традиционных ремесел тоже возрастает как у населения, так и у государственных органов, бизнес сообщества.

В каком году выиграли грант и на что потратили полученные средства?

В 2016 году я выиграла грант. Я четко знала, что нам нужно на этом этапе развития нашего бизнеса. Потому что мы анализируем свои расходы и доходы, динамику развития компании, свои потребности. Выяснилось, что у нас с каждым днем растет число корпоративных клиентов, которые заказывают брендированные изделия. Порой, сделать фирменный логотип компании на войлоке было сложнее сделать само изделие. Многие логотипы мелкие, многоцветные, со сложной графикой. Иногда именно этот фактор приводил к отказу от заказа. Поэтому мы мечтали купить вышивальную машину. В рамках гранта мы купили вышивальную машину фирмы Ricoma на   3 млн 700 тенге, где 3 млн тг на средства гранта, а 700000 тг вложили сами. Купили машину в дочерней компании известной фирмы Angelcher в Алматы.

На чем она именно специализируется?

Вышивать она может и на войлоке, и на хлопчатобумажной ткани, разными цветами, размерами. Это самая простая, но считается уже промышленной машинкой. Сейчас мы смело вышиваем любые логотипы. Раньше, бывало, мы прибегали к услугам аутсорсинга. Теперь мы в разы больше экономим время и средства на вышивании логотипов. У меня теперь даже появилась идея открыть новую линию продукции в связи с приобретением этой машины.

Куда вы обратились для консультации об условиях госпрограммы?

Я сразу же обратилась в акимат Алматы, где меня полностью проконсультировали. Я сама написала бизнес-план своего проекта. Но в просчитывании экономической части у меня были затруднения. В этом мне помогли ребята из «Фонда развития предпринимательства «Даму». Они также помогли четко структурировать бизнес план, помогли просчитать прогнозные данные с имеющимися у нас финансовыми показателями. Далее на региональном координационном совете я защитила проект. Показала образцы  изделий с логотипами. Меня поддержали. Хотелось бы отметить, что помог и положительный имидж компании Аigul Line. Ведь мы тоже всегда поддерживаем чем можем все мероприятия акимата, Фонда «Даму» и все то, что полезно для ремесленников, населения.

 Сколько людей вы обеспечили работой?

Дополнительно три человека в связи с приобретением вышивальной машины. Каждый занимается исключительно своей деятельностью.

Вы сами их обучаете войлоковалянию?

С момента инициации я обучила первую группу женщин. Они стали не только мастерами, но и тренерами, обучая других. Со своей командой мы бесплатно обучили 300-400 женщин войлоковалянию в разных регионах Казахстана. Объездили многие регионы, села, чтобы возродить это ремесло и научить местных женщин делать различные изделия из шерсти.

Таким образом, не рождаете ли вы себе конкурентов?

Без конкуренции разве интересна жизнь? Я за здоровую конкуренцию. Конкуренты нужны на рынке. Когда есть конкуренты, ты нисколько не расслабляешься. Я изучаю коллег не только внутри страны, но и во всем мире.

Какие возникают проблемы в этом виде бизнеса?

Проблема в нехватке кадров. Во-первых, наш бизнес – это новый на рынке, которого раньше, например, лет 10-15 назад не было на рынке вообще. То есть мы придумали новую профессию – мастера/изготовителя изделий ручной работы из войлока. Имеющиеся художественные колледжи и ВУЗы выпускают специалистов декоративно-прикладного искусства, но не в этой области. Также многие предприятия испытывают недостаток в высококвалицированных швеях, имеющих опыт. Поэтому в нашей профессии все начинается с практического обучения.

Almaty. Фото: Саяжан Абирбек

Какова средняя зарплата специалистов?

Средняя зарплата специалистов составляет не менее 70 тысяч тг. Невысокая, но стабильная. Кстати, с 2019 года в связи с посланием Президента народу Казахстана мы планируем повысить зарплату. Более того, в связи с приобретением вышивальной машины я планирую запустить отдельную линию изделий. Надеемся, что это увеличит наши обороты и уровень заработной платы.

Откуда берете сырье для производства?

Работаем с местным казахстанским сырьем. В 2002 году не было переработанной шерсти. Долгое время я поднимала вопрос о дефиците в стране переработанной шерсти. Мне приходилось привозить шерсть из Европы, России, Кыргызстана. СМИ не раз об этом писали. Впоследствии, акционерное общество Национальная компания KAZAKH INVEST организовали круглый стол и пригласили директоров всех бывших пунктов обработки шерсти.  После развала СССР, оказалось, что станки были проданы в Китай. Все китайские предприниматели заезжали к нам и забирали бесплатно шерсть. Таким образом, вся наша шерсть вывозилась в Китай. После многих выступлений мы инициировали изменение в Законодательстве РК, которое запрещало вывоз необработанной шерсти из страны. Таким образом, заработали некоторые фабрики по переработке шерсти. Например, в 2012 году заработал первый  пункт обработки шерсти в Таразе. Дальше в 2014-2015 гг в Атырау. В 2016 году в  г. Шымкенте.  Сейчас привозим обработанную шерсть из Шымкента и Тараза.

Что больше предпочитает ваш покупатель?

Нынче потребители совершенно другие, они хотят эксклюзивную арт- продукцию. В последнее время начали отдавать предпочтение интерьерным изделиям. Интерьер дома начали оформлять в этническом стиле. Даже в ультра современном интерьере почти все хотят присутствия ярких, этнических пятен. Да и мы стали адаптировать колористику изделий под современного клиента не только из-за рубежа, но и с учетом местных потребителей. Ну и, конечно же, очень много берут войлочные шарфы, палантины, головные уборы, различные аксессуары не только для себя, но и в качестве подарка. Например, мы замечаем, что сейчас на семейных торжествах дарят недешевые золотые украшения-пустышки, а хороший добротный палантин, который с удовольствием будет носить любая женщина. Все больше растет потребность в одежде в этническом стиле или хотя бы с отдельными его элементами. Я также всегда придерживаюсь стратегии: «один довольный клиент может привести потенциальных 7 клиентов».  Как говорится: «из уст в уста» — сильный инструмент реальной рекламы.

Окупаетесь ли вы сейчас?

Однозначно, да. Мне кажется, что удается это за счет того, что постоянно стараюсь внедрять что-то новое в производство. То, что я делала в прошлом году уже неинтересно делать в этом году, а что мы будем делать на следующий год — зависит от новых креативных идей, воодушевлений. Также стараемся  учитывать и общие мировые тенденции. Нужно все время исследовать рынок. Кроме того, каждый должен заниматься своим делом. Для этого нужна команда. И у нас в бизнесе кто-то занимается стратегическими вопросами, другой отвечает за финансы, еще кто-то за производство, одни только продают и т.д. Важны условия работы, атмосфера в коллективе.

В каких еще проектах вы реализовали свой бизнес?

При поддержке акимата Алматы я открыла центр ремесленников Qazaq-Oner в Алматы. Это первое, уникальное место, объединившее всех ремесленников города. Теперь у казахстанских ремесленников появилась возможность здесь выставлять свою продукцию. Площадь для центра предоставил акимат города и оплатил аренду этой площади на 1,5 года. Основными критериями отбора здесь являются: исключительно традиционные казахские ремесла, качественные изделия и только местных мастеров.

Что вы можете посоветовать предпринимателям, как пример бизнес-вумен, создавшей  успешный бизнес?

Самое главное, в начале пути нужно быть готовым ко всем трудностям к цели, набраться терпения.  Все хотят  быстрых денег. Деньги будут, если есть качество и стабильность. Нужно всегда помнить, что не профессионалы ищут деньги, а деньги ищут профессионалов.

Беседовала Саяжан Абирбек