Четвертая промышленная революция станет благом для всех, если человечество изменит свои представления о трех вещах

Образование помогает человеку стать востребованным на рынке труда. Это основной фактор, обеспечивающий занятость. В свою очередь, благодаря занятости люди могут добиться финансовой независимости и играть активную роль в экономике.

свет
Фото: Weforum.org

Однако в контексте Четвертой промышленной революции новые цифровые технологии могут пошатнуть позиции традиционных форм занятости. В некоторых отраслях интегрированные технологии Четвертой промышленной революции уже постепенно вытесняют использование рабочей силы в общепринятом ее понимании. В свете развития подобных форм предпринимательства значение второй – и часто игнорируемой – основы занятости должно быть решительно пересмотрено. Нам необходимо кардинально изменить привычное понимание концепций образования, занятости и предпринимательства. Только перестроив свое восприятие этих сфер, люди смогут успешно строить свою карьеру и развивать бизнес таким образом, чтобы добиваться успеха и не испытывать негативного влияния со стороны новых технологий.

Эволюция образования

Традиционно в образовании придерживались принципа монодисциплинарности. Чем дальше человек продвигался в своих исследованиях, тем более сфокусированными и узкими были эти исследования. Соответственно в университете, колледже или в ходе обучающих программ люди получали набор узких, специализированных знаний, которые позволяли им овладеть профессией в той или иной конкретной сфере. Считалось, что чем более узким специалистом становился человек, тем большую экономическую ценность он получал. Характерные для медицины принципы специализации, когда врач, получивший квалификацию в какой-то определенной ее области, чаще зарабатывает больше, чем врач общей практики, распространялись и на другие сферы профессиональной деятельности. Однако в наши дни подобное восприятие образования нуждается в пересмотре, так как этого требуют новые достижения в развитии технологий.

Четвертая промышленная революция предполагает наличие междисциплинарных специалистов и Т-образных людей, то есть тех, кто обладает глубокими знаниями в определенной сфере и в то же время имеет достаточную профессиональную подготовку за пределами своей основной специальности. Приобретаемые человеком дополнительные знания и навыки позволяют ему становится более квалицированным специалистом в своем основном профессиональном поле деятельности.

В этом смысле очень показательна карьера Джеффа Безоса, одного из богатейших людей в мире. Он специализировался на компьютерных науках и несколько лет работал на Уолл-стрит. Все это позволило ему приобрести различные навыки, прежде чем он начал заниматься электронной коммерцией. Когда он основал компанию Amazon в 1994 году, Интернет все еще считался новой развивающейся технологией, поэтому, несмотря на опыт работы в области компьютерных наук, Безосу пришлось глубже изучать возможности Всемирной паутины. Полученные новые знания в сочетании с опытом в области компьютерных наук позволили ему создать Amazon – яркий пример компании, которая смогла успешно использовать преимущества Третьей промышленной революции.

Как эволюция в образовании может изменить подходы к трудоустройству

Для того чтобы люди могли извлекать выгоду из того, что предлагает Четвертая промышленная революция, им необходимо расширять имеющиеся у них наборы навыков и изучать новые технологии. Тем более, что она позволяет сделать этот процесс плавным и доступным. Благодаря таким инструментам, как поисковые системы, в частности, Google, а также массовым открытым онлайн-курсам (MOOC), таким как Edx и Coursea, различным подкастам и видео на Youtube, можно получить легкий доступ к библиотеке знаний. Зависимость от линейных монодисциплинарных навыков ограничивает возможности людей выходить на рынок труда, поскольку многие сферы деятельности благодаря развитию технологий становятся более широкими и междисциплинарными. Технологии не делают специалистов ненужными, просто, как показывает ретроспективный взгляд на Третью промышленную революцию, они предъявляют новые требования к работникам.

Связь между индустриализацией и занятостью во время Третьей промышленной революции

Переход к автоматизации и компьютеризации на рабочем месте во время предыдущей промышленной революции породил много страхов, подобных тем, что возникают сегодня. В частности, повсеместное использование компьютеров привело к разрушению многих привычных представлений о мире. Это явление газеты и журналы окрестили «компьютерофобией». Мотивация, основополагающей целью которой стало улучшение качества жизни людей, обусловила интеграцию новых технологий в бизнес и жизнь общества, что должно повысить эффективность труда и сократить затраты на товары и услуги. Все эти цели претворились в результате Третьей промышленной революции. Автоматизация и компьютеризация позволили масштабировать бизнес, создавать новые отрасли производства и расширять сектор занятости по всему миру. Это также способствовало социальному развитию. Автоматизация стимулировала многие развивающиеся страны и способствовала их переходу в разряд стран с формирующейся рыночной экономикой. Третья промышленная революция не уменьшила роль человека, она изменила условия для получения работы. Многие сотрудники должны были пройти специальное обучение для овладения технологиями, которые используются в деятельности компании. Хотя в наше время при приеме на работу уже по умолчанию предполагается, что работник должен иметь определенный уровень компьютерной грамотности. Появляются новые требования и к рабочему месту, потому что индустриализация реформирует и сектор занятости. Преимущество Четвертой промышленной революции состоит в том, что мы теперь можем выбирать из гораздо более широкого спектра технологических возможностей – от социальных сетей до блокчейна.

В будущем работник станет предпринимателем

Незаменимыми сотрудниками в период Четвертой промышленной революции станут те, кто не только обладает широким набором необходимых навыков, но и дополнительными знаниями. Поскольку интеграция технологий в бизнес и бизнес-процессы растет, работники должны способствовать достижению этой цели. Этого можно добиться различными способами. К примеру, работающий с контрактами в сфере инновационных технологий юрист должен знать суть технологий кодирования и блокчейна или сотрудник, предлагающий для увеличения продаж создать страницу своей компании в социальных сетях и управлять ею. Предприятия будут переходить к горизонтальной организационной структуре, поэтому ожидается, что каждый работник станет вовлеченным в деятельность компании и станет играть в ней более активную роль. Четвертая промышленная революция требует, чтобы люди стали еще больше предприимчивыми в вопросах трудоустройства, и это новое веяние можно претворять опосредованно, став интрапренёром, то есть, работая на других, предлагать новаторские идеи и стремиться к постоянному совершенствованию. Таким же творческим реформатором – интрапренёром – может стать и сам предприниматель.

Благодаря современным технологиям предпринимательство стало более доступным источником дохода. Например, можно создать и вести бизнес с помощью страницы в социальных сетях. Чтобы выиграть от такой трансформации, необходимо изменить собственное восприятие бизнеса.  Традиционно предпринимательство не было легким и доступным родом деятельности, потому что оно связано с большими затратами и рисками. Однако благодаря новым технологическим разработкам и появлению сторонних платформ, таких как Etsy, Shopify и Amazon, у людей появляются более простые и доступные способы продажи и сбыта своих товаров и услуг. Предпринимательство смещается в сферу низких рисков и высокой прибыли в отличие от прежней среды, где царили повышенный уровень рисков и низкая доходность.

Для того чтобы новые технологии быстрее интегрировались в бизнес и бизнес-процессы, Четвертая промышленная революция фактически перестроила жизнь общества. Все это вызвало опасения по поводу решения социальных и экономических проблем, таких как рост безработицы, например. Многие из этих рисков и страхов можно уменьшить, если переосмыслить наше восприятие образования, занятости и предпринимательства. Все эти сферы тесно взаимосвязаны и, если эта связь прочная, то они станут ключевыми компонентами экосистемы устойчивого экономического развития. Самым лучшим способом достижения этой цели может стать диверсификация образования. Благодаря этому люди смогут овладеть широким набором навыков, которые позволят им свободно применять цифровые технологии на своем рабочем месте, или получить дополнительные знания для успешного ведения бизнеса.

Источник: Weforum.org