Как передовые технологии могут улучшить работу сферы коммунальных услуг

Новые технологии все активнее входят в нашу повседневную реальность. Современный человек уже не представляет свою жизнь без компьютеров, интернета, смартфонов и многочисленных "умных" гаджетов. Мобильные приложения, платежные терминалы, сенсорные панели и многое другое стали вполне привычными вещами.

AR и VR
Фото: Roskvartal.ru

Тем не менее есть сферы, где передовые технологии с трудом пробивают себе дорогу, так как специалисты зачастую предпочитают работать по старинке. К ним, в первую очередь, относятся энергетический сектор и сфера коммунальных услуг. И причин, почему здесь не спешат с внедрением передовых технологий, может быть несколько. Во-первых, в этих сферах предпочитают применять в работе традиционные методы. Во-вторых, переход на новые технологии требует соответствующего обучения и повышения квалификации работников. И, в-третьих, внедрение любых технологических новинок предполагает значительные капиталовложения, а это может быть неосуществимо для коммунальных компаний.

Тем не менее, как показывает международный опыт, передовые технологии могут значительно повысить оперативную эффективность деятельности энергетических и коммунальных компаний и улучшить качество обслуживания клиентов. Использование виртуальной (VR) и так называемой дополненной реальности (AR) в сфере ЖКХ, то есть введение дополнительных сенсорных данных для увеличения объема информации, может уменьшить эксплуатационные расходы, повысить безопасность и расширить перечень предоставляемых услуг.

Применение виртуальной и дополненной реальности в сфере коммунальных услуг

Прежде всего AR и VR способны упростить производственные процессы в коммунальной сфере. Кроме того, с помощью новых технологий можно создать эффективную и безопасную рабочую среду для сотрудников коммунального сектора. Как же этого добиться? Вот лишь некоторые способы применения виртуальной и дополненной реальности в сфере коммунальных услуг:

  1. Обучение персонала

Коммунальная сфера остро ощущает нехватку профессиональных кадров. Отсутствие технических навыков, специального образования и опыта являются главными проблемами, с которыми сталкиваются менеджеры по набору персонала в коммунальном секторе. И вот здесь на помощь могут прийти передовые технологии.

Очень полезными и эффективными для обучения новых сотрудников могут быть технологии AR и VR. С их помощью работники могут получить не только необходимые профессиональные знания, но и овладеть техникой безопасности при работе, не подвергая свою жизнь реальной опасности, подобно тому, как обучаются на симуляторах-тренажерах пилоты и водители. Электрики, сантехники и другие специалисты могут в виртуальном режиме научиться тому, как правильно выходить и справляться с различными проблемами, которые ожидают их на рабочем месте.

Ситуации могут быть смоделированы с использованием передового компьютерного программного обеспечения и технологий AR и VR. При этом виртуальная реальность играет более важную роль в обучении сотрудников по сравнению с дополненной реальностью. Например, с помощью гарнитур VR пользователь помещается в захватывающую компьютерную реальность, иимитирующей различные случаи, с которыми он может столкнуться в работе. Так, сотрудники могут эффективно и действенно обучиться управлению и реагированию на аварийные и чрезвычайные ситуации.

Технология дополненной реальности может быть использована для создания 3D-моделей с использованием 2D-диаграмм компонентов. 3D-модели помогают техническим специалистам лучше понять оборудование, чем 2D-чертежи. 3D-модели также можно использовать для изучения и анализа работы внутренних частей оборудования.

Использование AR и VR в сфере коммунальных услуг может помочь организациям повысить свою эффективность, поскольку работники будут лучше подготовлены и смогут быстрее справляться с любой непредвиденной ситуацией. Это поможет компании сэкономить не только время и эксплуатационные расходы, повысить эффективность сферы коммунальной сферы, но и спасти человеческие жизни в случаях крупных ЧП.

Использование технологий AR и VR улучшит осведомленность, компетентность и взаимовыручку среди сотрудников коммунальных служб, что благотворно скажется на микроклимате в коллективе.

  1. Работа с оборудованием и инвентарем

Технологии AR и VR с успехом можно применять в использовании и управлении различными материально-техническими ценностями – оборудованием и инвентарем.

К примеру, технологии дополненной реальности могут использоваться для наложения цифровой информации на картинку реального мира, например, фото или видео через смартфон или планшет. Такие приемы полезны в случае перебоев в подаче электроэнергии или повреждения оборудования. Электрик может сделать снимок поврежденного оборудования, используя дополненную реальность (подписи, значки, цифры и т.п.). Затем эти данные могут быть переданы в компанию и обработаны с целью определения и анализа точного места и степени повреждения. Также техник на месте может запросить детали, необходимые для выполнения ремонта, и консультацию более опытных специалистов. Это поможет сэкономить драгоценное время, эффективно провести ремонтные работы и быстро восстановить подачу электроэнергии или воды.

Использование технологий AR и VR особенно актуально, если на месте аварийной ситуации нет квалифицированного специалиста. В таких случаях с помощью мобильного устройства с поддержкой дополненной реальности можно передать полные данные о неполадках и повреждениях соответствующему эксперту или специалистам компании, которые направят ремонтную бригаду. Причем в качестве виртуальных экспертов можно привлекать специалистов пенсионного возраста, имеющих большой практический опыт. В первую очередь, это может быть полезно для оперативного реагирования и предотвращения несчастных случаев.

Кроме того, с помощью технологии AR технические специалисты могут определить любое повреждение конструкции во время плановых проверок. Используя технологию наложения, принятую в дополненной реальности, можно достаточно точно определить степень износа конкретных деталей оборудования и соответственно организовать их ремонт или замену. Крупные мировые энергические компании уже применяют подобные методы в своей работе.

  1. Сбор данных

Данные для систем AR могут предоставлять различные источники. Это позволяет работникам коммунальной сферы и потребителям полнее анализировать и эффективнее справляться с возникающими проблемами. Одним из таких источников информации может быть мобильное устройство потребителя, которое имеет возможности записи видеоизображения или фотосъемки. Потребители могут уведомлять коммунальную компанию о несчастном случае с помощью видеозаписи и фотографий. Полученные данные помогут специалистам в предварительной оценке степени и места повреждения, а также начала планирования ремонтных работ.

То есть менеджеры на местах могут планировать выполнение процедур еще до того, как технические специалисты будут проинформированы о ЧП. Команда также может сразу выработать эффективные методы контроля ситуации. Это помогает сэкономить драгоценное время, ведь аварийные ситуации зачастую опасны. Кроме того, сообщить коммунальным компаниям о различных чрезвычайных ситуациях можно через социальные сети.

Еще одним источником информации могут быть беспилотные летательные аппараты (БПЛА), дроны и мультикоптеры. Подобные устройства генерируют различные визуальные, инфракрасные, GPS и другие данные. Эта информация может быть использована для дальнейшей обработки и получения действенных решений.

По мере того, как все больше устройств станут поддерживать дополненную и виртуальную реальность, они смогут предоставлять более детальную информацию.  Это будет полезно для дальнейшего совершенствования технологий.

Проблемы, возникающие при использовании AR и VR в коммунальной сфере

Одним из основных проблемных вопросов здесь является медленное внедрение передовых технологий крупными игроками в этом секторе. Кроме того, для их применения на практике необходимо обеспечить соответствующую инфраструктуру: наличие мобильных устройств, доступ к Wi-Fi и источникам электроэнергии, а также соблюдение техники безопасности.

Производители подобных технологий с использованием AR и VR должны предоставлять удобные и несложные в применении устройства. Оборудование должно иметь простой пользовательский интерфейс, чтобы технические работники могли легко понимать принципы его работы. Также немаловажное значение имеет форма и размеры устройства. Они не должны быть громоздкими и тяжелыми, особенно беспилотники, и соответствовать стандартам безопасности, установленным использующими их компаниями.

AR и VR призваны преобразовать сферу коммунальных услуг и повысить эффективность его работы. Компании должны не только применять передовые технологии в своей ежедневной деятельности, но и научиться разрабатывать соответствующие технические и финансовые стратегии, налаживать сотрудничество с опытными специалистами. Все это поможет улучшить качество обслуживания потребителей, повысить доходность и востребованность компании на конкурентном рынке.

Перевод