Site icon Baribar — Бәрі бар

Как не потерять человечность в эпоху цифровых отношений

Сая Абашова

Фото из архива

Так, с начала этого года в Казахстане действует Портал социальных услуг, на котором, казахстанцы с ограниченными возможностями смогут самостоятельно выбирать и приобретать необходимые технические устройства и средства передвижения за счёт госбюджета. В данный момент на портале уже присутствует часть технических средств реабилитации, далее перечень средств и услуг будет увеличен, полный переход на портал планируется с 2021 года. О том, удобен ли такой формат для его непосредственных пользователей, и в каких доработках вообще нуждается сегодня система социальной государственной помощи инвалидам мы поговорили с нашей сегодняшней героиней – Саей Абашовой.

Сая Абашова живёт в Казалинском районе Кызылординской области и активно работает координатором в различных социальных проектах, так как хорошо знает, как бывает нужна поддержка людям, попавшим в сложные жизненные ситуации. Сама Сая является получателем социальной помощи с 2000 года, с тех пор, как в железнодорожной катастрофе она потеряла ногу.

Сая, расскажите, пожалуйста, меняется ли что-то в лучшую сторону в помощи от государства людям с ограниченными возможностями в плане предоставления им необходимых компенсирующих средств-протезов? Насколько мы знаем казахстанцы, использующие протезы, имеют право раз в три года поменять свой протез на новый и ежегодно производить его ремонт за счёт государства…

— Да, я пользуюсь протезами с 2005 года, с 16 лет. Приобретение протезов действительно оплачивается государством. Но есть проблемы с качеством, а точнее с устаревшими технологиями. Изделие может называться «протез бедра по новой технологии», а на самом деле – это технология 80 годов прошлого века, хотя уже давно есть бионические протезы, 3D-протезы и так далее.

Мне кажется, нужно изменить подход к стандарту протезов, предоставляемых государством, ведь технически на рынке есть любые изделия, но всё упирается в цену вопроса. Раньше я пользовалась стандартными протезами, но три года назад, в соответствии с законодательными нормами, как молодому и активно работающему инвалиду Управлением координации занятости и соцпрограмм Кызылординской области мне было выдано направление на получение более технологичного и соответственно более дорого протеза. У него есть японские составляющие, в частности коленный модуль, протез бедра и модуль стопы, а полной индивидуальной сборкой и заказом занимался Республиканский протезно-ортопедический центр (РПОЦ). Я ездила на примерку и на адаптацию в этот центр в Алматы, и уже год как пользуюсь новым протезом. Могу сравнивать – на нём гораздо меньше устаёшь, он меньше изнашивается. Дело в том, что всю тяжесть стандартного протеза надо тащить на себе, сам он не ходит, в новом же протезе мне остается только наступать. Срок службы для такого протеза в 3 года – это нормально. А вот, например, стандартный коленный модуль старого образца изнашивается быстрее. Кроме того, он не практичный, так как полностью не сгибается – сложно сесть в машину, просто прийти в гости и присесть на кресло, или диван. Цена же отличается существенно – год назад стандартный протез для меня стоил 600 тысяч тенге, а этот более технологичный и удобный – 4 миллиона тенге. Но, справедливости ради надо сказать, что я всё чаще слышу о том, что люди стали получать новые, современные и технологичные протезы.

Фото: Айгерим Нукпаева

 

Кроме протеза многие пользуются силиконовыми чулками, которые делают ношение протезов более удобным. Иногда казахстанцы с ограниченными возможностями жалуются на то, что государство не выделяет средства на них, это так?

— Для инвалидов 1 и 2 групп, государство покрывает примерно 50% затрат на эти силиконовые чулки, но при пособии по инвалидности в размере 50 тысяч тенге в месяц, их приобретение всё равно накладно. Ведь стоят они от 100 тысяч до 350 тысяч тенге, и я, например, приобретаю их каждый год, так как без силикона возникает аллергия. При этом обычные гильзы для ношения протеза, без силикона опять же выделяются государством. Но почему бы не сделать шаг навстречу этим понятным потребностям инвалидов?

-А как работают предприятия протезно-ортопедической отрасли страны, насколько они готовы предоставлять своим подопечным современные протезы и качественные услуги?

— Если говорить о предприятиях в этой области, то у нас их немного. Могу рассказать на примере Республиканского протезно-ортопедического центра в Алматы. У этого предприятия очень удобное для людей с ограниченными возможностями здание, это очень ценят пациенты центра и даже называют его «вторым домом». В РПОЦ также в большинстве своём хорошие и отзывчивые специалисты, есть профессионалы высочайшего уровня, к которым обращаются со всего Казахстана. Я, как человек, которому протез нужно заказывать заранее, много раз созванивалась и с техниками, и с руководством центра. В большинстве случаев мы всегда друг друга понимали, и я получала ответы на все свои вопросы. Знаю, что предприятие отправляет своих специалистов на учёбу, а также приглашают специалистов из других стран, в частности, из Германии, России к нам в Казахстан, чтобы обучать своих сотрудников. Но мне бы хотелось, чтобы этот процесс стал ещё более активным. Ведь такая область медицины, как изготовление и использование высокотехнологичных современных протезов стремительно развивается, и ежегодно появляется много нового, что способно улучшить качество нашей жизни, сделать её полноценной, помочь адаптироваться к новым реалиям тем, кто впервые столкнулся с проблемой. Хотя здесь, как я понимаю, все опять упирается в социальное финансирование.

Фото: Айгерим Нукпаева

— С начала этого года было объявлено о запуске специального портала, на котором люди с инвалидностью смогут заказывать 24 из 55 видов технических средств реабилитации, а ещё 31 вид ТСР обещали внедрить поэтапно до июля 2020 года. Насколько, на ваш взгляд, удобно и полезно это новшество?

— Во-первых, несмотря на все анонсы, портал еще полноценно не готов. Так, на мой запрос отвечают, что у меня нет ИПР (прим. ред. индивидуальная программа реабилитации), хотя на самом деле есть. Во-вторых, этот вариант подходит тем, кто умеет управлять подобными платформами, но 90% инвалидов не понимает, как с ними работать, в силу инвалидности не могут пользоваться компьютером или смартфоном. Это, если говорить о технической стороне вопроса. Но протез – это очень сложный механизм, и многие его пользователи просто не знают, как он собирается. Даже люди, которые по 25-30 лет пользуются протезами, нуждаются в помощи специалистов при выборе и «приладке» изделий и их составляющих. Что уж говорить о тех, кто получил инвалидность недавно. Поясняли, что будут обучать специалистов при Управлениях координации занятости и соцпрограмм, которые смогут помогать инвалидам пользоваться порталом. Но ведь за месяц этому не обучишь. Специалисты этих управлений сами не знают из чего состоит протез, а тут ещё и нужен индивидуальный подход к каждому. У тех же работников РПОЦ многолетний опыт, а что может сделать простой сотрудник управления при акимате?

Мне, как человеку молодому, даже импонирует подход, при котором я всё буду выбирать и заказывать через портал, но я понимаю, что пока подавляющее большинство людей у нас к этому не готово. Тем более, что есть другие важные сферы в работе с такими гражданами, где новые подходы важнее. Как я уже сказала, это сам подход к выбору компенсирующих изделий для людей с ограниченными возможностями. Пора в нашей стране, стремящейся быть в числе передовых государств мира, начать отдавать предпочтение современным технологичным изделиям. В этом вопросе следить за веяниями времени гораздо важнее, чем в цифровизации услуг на порталах.

Exit mobile version