По мнению омбудсмена, вхождение нашей страны в так называемый «контрольный список» стран означает, что несмотря на принимаемые меры, Правительство страны не представило доказательств активизации усилий по борьбе с торговлей людьми в сравнении с предыдущим отчетным периодом. Также данный факт свидетельствует и о том, что абсолютное число жертв подобных преступлений в нашей стране увеличилось.
Как отмечается, официальная статистика в Казахстане по выявленным случаям торговли людьми и привлечению к уголовной ответственности существенно ниже, чем в соседних странах, для которых Казахстан является страной назначения, включая Кыргызстан и Узбекистан. Это может указывать на недолжный уровень работы по выявлению, расследованию и наказанию за такие преступления.
В числе иных проблем омбудсмен также обратила внимание на отсутствие доступа иностранцев и лиц без гражданства, пострадавших от торговли людьми, к специальным социальным услугам, в том числе путем временного размещения в кризисных центрах.
Напомним, ранее был опубликован ежегодный Доклад Госдепартамента США о торговле людьми за 2019 год. В рамках него представлена ситуация в странах-партнерах по борьбе с торговлей людьми.
Оценка проводится путем отнесения других стран к одному из четырех уровней («1», «2», «2 watch list» (контрольный список) и «3») на основе соответствия Минимальным стандартам для ликвидации торговли людьми (закон США «Trafficking Victims Protection Act» от 2000 года).
Казахстан впервые отнесен на уровень «2 watch list» (контрольный список). При этом, с 2012 года Казахстан всегда находился на уровне «2».
В Докладе также сформулированы 11 рекомендаций для улучшения ситуации в стране.
В числе ключевых Казахстану даны следующие рекомендации:
- Значительно усилить меры по выявлению пострадавших от торговли людьми – особенно иностранных пострадавших от принудительного труда – среди уязвимых групп населения и перенаправлять пострадавших туда, где им может быть оказана помощь
- Существенно увеличить объем помощи, доступной для иностранных пострадавших от торговли людьми, обеспечить выявление и оказание помощи таким пострадавшим вне зависимости от их участия в расследовании и уголовном процессе
- Обеспечить расследование преступлений, связанных с торговлей людьми, и привлечение виновных к ответственности
Эльвира Азимова обращает внимание, что нахождение в контрольном списке или списке стран 3-го уровня может повлечь со стороны США определенные санкции, в числе которых отказ от предоставления негуманитарной иностранной помощи, не связанной с торговлей, а также отказ в финансировании образовательных и культурных мероприятий обмена.
Еще один риск – возможные экономические и инвестиционные ограничения со стороны международных финансовых институтов, а именно — сокращение объема поддержки реализуемых в Казахстане проектов.
Прошу поручить Министерству внутренних дел Республики Казахстан совместно с министерствами труда и социальной защиты населения, здравоохранения, иностранных дел и другими уполномоченными органами активизировать принятие конкретных мер по реализации полученных рекомендаций до конца текущего года, в том числе в рамках деятельности Межведомственной комиссии при Правительстве Республики Казахстан по вопросам борьбы с незаконным вывозом, ввозом и торговлей людьми, — говорится в письме омбудсмена Премьер-Министру РК.
Добавим также, что в настоящее время офис МОМ (Международная Организация по Миграции) в Казахстане при поддержке Посольства США запускает проект, нацеленный на выработку законодательных предложений и рекомендаций практического характера для Казахстана. Результаты его работы будут озвучены позднее.