В интервью художник поделился своим мнением о том, как образование и новые знания помогут развить культурную жизнь казахстанцев.

— Жанат Какенович, здравствуйте. Расскажите, как объяснить человеку, который далек от сферы, что такое современное искусство?

— Современное искусство – это выражение нового мировоззрения. Художник воспринимает мир в отличном от прошлого виде и передает свой взгляд, используя определенные формы, цвет, закладывая определенную философию.

Сложно определить «современное искусство» как что-то одно: будучи отражением мировоззрения, искусство во все эпохи передавало нам отголоски жизни тех цивилизаций, которые жили на нашей земле. В картинах всегда отражены духовые переживая художника, философские воззрения его времени, а детали несут свое особое значения. Петроглифы, например, отражение жизни древних людей и объект искусства в одном лице. Сегодня мы видим, как в городах расписывают брандмауэрные стены – тоже форма искусства.

— Есть ли какой стиль изобразительного искусства, который популярен среди современных художников?

— Художники, чаще всего, не пишут картины в одном стиле, потому что ищут свой. В противном случае, нас можно было бы назвать просто малярами. Сейчас, учитывая современные материалы, широту допустимых тем, современные художники ищут свои формы и линии, личные способы передать визуальную информацию. В этом поиске есть свое очарование.

Жанат Комутов

— Можно ли утверждать, что среди художников Казахстана распространено использование в работах национальных элементов?

— Стилизация у казахского народа в крови: оригинальная, передающая силу духа. Например, Золотой человек, артефакты сакских племен – они несут в себе мощь. В каждом национальном орнаменте можно увидеть птицу, животных, космогонические знаки.

Очень много работ сейчас включают в себя казахские мотивы. Для современных художников национальные элементы как оружие. Благодаря их изображению, многие картины обретают глубокомысленные сюжеты. Художники могут нарисовать одну домбру, без музыканта, но так лихо обрисовать все вокруг, что она будет «звучать», притягивать, влиять.

Молодые художники часто берут в качестве главной темы национальную идентичность. Они ищут интересные идеи в истории народа и культуре, и, главное, находят, потому что стиль остается, а его современное осмысление дает новый виток развития.

Используя национальные мотивы, художники передают разные сообщения: напоминают о значимости истории, показывают духовность героя картины, призывают к философским размышлениям.

— Интересны ли иностранцам работы, отражающие казахскую историю, культуру, быт?

— Дважды меня приглашали в Посольство США на выставку-ярмарку, куда приходили иностранцы, посмотреть на местные работы. Работы казахстанских деятелей искусства, ремесленников, особенно работы прикладного характера, пользуются небывалым спросом. Интересует все, что сделано своими руками: ковры, аксессуары, элементы декора, потому что это очень ценится за рубежом.

Картины тоже привлекают всеобщее внимание. Иностранцам интересно послушать об идеях, вложенных в работу, о чувствах, которые передает автор. При этом никого не удивить сюжетами с лошадьми. Большой интерес проявляют к работам, где проявлен характер мастера, есть национальные элементы и детали, которые заставляют задуматься о смысле: не только вложенном в картину, но и смысле бытия.

— Что нужно, чтобы казахстанские художники, как и изобразительное искусство в целом, привлекало внимание обывателей?

Для того чтобы государство развивалось во всех сферах равномерно: не только экономически, но и культурно, все вопросы творческого мира надо поднимать уже сегодня. Художники сталкиваются не только с материальными сложностями, но и с проблемой XXI века – чрезмерно заполненным инфополем, где не остается места ни для презентации работ, ни для полноценного разъяснения культурных вопросов.

Молодые художники особенно нуждаются в поддержке своего таланта. У подавляющего большинства есть потенциал, который, раскрывшись, сможет повлиять на имидж Казахстана. Я говорю о таком влиянии и значении, какое, например, оказывает Димаш Кудайберген, будучи популярным и востребованным по всему миру. Талантов много, им всем, как алмазам, нужна огранка, чтобы засиять.

Сами художники также должны сделать шаг навстречу аудитории – объединяться в группы, показывать работы широкой публики, прибегать к помощи Интернета, социальных сетей.

— Подталкивает ли реализация таких государственных программ, как «Рухани Жаңғыру», ориентированных на подъем духовной составляющей жизни, к развитию культуры народа?

— Программа «Рухани жаңғыру» появилась в жизни нашей страны своевременно. Много наших художников, скульпторов – творческая когорта, успешно работает над продвижением этого проекта.

Такие программы мотивируют. Важно, чтобы ценности, которые несет содержание программы, действительно получили широкое распространение. Уровень образованности, открытость взглядов, стремление к развитию – все это может привести не только к экономическому росту, но и закономерному росту культурной составляющей.

Искусство – это не просто «картинки», это та идея, которую вложил художник. Такому восприятию нужно учить детей, чтобы они лучше понимали современное искусство.

Использование технологий для получения новых знаний, прохождения курсов, посещение виртуальных экскурсий и работа над насмотренностью должны помочь развить интерес к искусству, сделать его более доступным обществу, понятным.

Если развивать культуру казахстанцев, то наши будни изменятся в лучшую сторону. Только представьте, что любой сможет поддержать беседу о Леонардо да Винчи или о Гогене – удивительно и приятно.

У казахстанцев есть большой потенциал и широкие возможности, потому что наша страна привлекает интерес. Мы можем найти много нового и интересного в нашей древней культуре, в том числе различные неизученные объекты и артефакты. Очень хочется, чтобы казахстанские художники ощутили большой творческий подъем, и смогли прославить Казахстан не только в странах ближнего зарубежья, но и в странах Европы, Азии, США.