Показателем развитого правового государства является сформированное гражданское общество. Говоря простым языком, гражданское общество представляет собой группу неравнодушных людей, объединенных общей некоммерческой социальноориентированной идеей (общественно-политические движения, организация общественного контроля, религиозные объединения и т.д.). Отличительной чертой таких организаций является их отдаленность от государственной власти, то есть они выступают равноправными партнерами государства.

Гражданское общество в общем понимании формируется постепенно, параллельно с развитием частной сферы в стране. После того, как появятся различные институты, организации, обслуживающие частные интересы людей, начинает формироваться общественная сфера жизни. На этом этапе государство становится не просто правовым, но и социальным. В идеальном представлении после окончательного формирования гражданского общества прекращается классовая борьба между людьми, появляется толерантность и терпимость. Общество начинает представлять собой самоорганизованную систему, где государство выступает лишь наблюдателем и гарантом конституции, сохраняя монополию на ряд функций (оборона, правопорядок, суды) и гарантируя общую макроэкономическую стабильность сообщества. Однако такое гражданское общество пока еще не сформировано ни в одной стране.

Одной из функций гражданского общества является сдерживание политической власти от абсолютного господства и злоупотреблений путем контроля за соблюдением конституционных принципов правового государства. При таком взаимодействии общества и власти происходит эволюционное развитие государства.

К каким последствиям могут приводить революции?

Именно эволюционное, а не революционное развитие Казахстана должно стать одним из постулатов общественного сознания. Этот посыл заложен в одном из направлений статьи «Рухани жаңғыру».

В программном документе отмечается, что революционный переворот 1917 года в последующем принес народу Казахстана немало трагичных событий. Это и разрушение естественного пути национального развития с навязанным чуждых форм общественного устройства; и демографический удар по нации (по разным подсчетам во время голода 30-х годов умерло около одного млн казахов, еще сотни тысяч были вынуждены откочевать из исторической земли); и снижение влияния казахского языка и культуры; и различные экологические бедствия, вызванные потребительской манерой пользования природным богатством со стороны советского руководства.

Мы должны ясно понимать уроки истории. Эпоха революций не прошла. Они сильно изменились по форме и содержанию. Но вся наша недавняя история говорит прямо и недвусмысленно: только эволюционное развитие дает нации шанс на процветание. В противном случае мы снова попадем в исторический капкан, –  говорится в статье.

Под эволюционным развитием социума понимается постепенное изменение общественно-политической жизни. Революция же означает резкое, кардинальное изменение от одного строя к другому.

Немецкий социолог Эриха Виде и профессор Принстонского университета Эдвард Мюлер, изучавшие причины, толкающие людей на революции, в книге «Последствия революции» пришли к выводу, что революция не способствуют продвижению свободы, она порождает новый правящий класс или олигархию.

В начале ХХI века в ряде постсоветских стран на протяжении трех лет вспыхивали политические волнения с красивыми названиями: «Революция роз» в Грузии в 2003 году, «Оранжевая революция» в Украине в 2004 году, «Тюльпановая революция» в Кыргызстане в 2005 году. Каждая из них привела не только к смене власти, но и к тяжелым экономическим последствия в этих странах.

Так, по данным, опубликованным в Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013–2017 годы, Кыргызстан по итогам 2009 года стал самым бедным государством в СНГ. За чертой бедности оказалась треть населения. Ожидания позитивных изменений после Тюльпановой революции не оправдались и в итоге это привело к очередным массовым волнениям в 2010 года, в которых погибло 84 человека и пострадало свыше 1500 человек.

Не окончилось дело одной революцией и в Украине, где в конце 2013 года началась многомесячная акция протеста – Евромайдан, в последующем переросшая из политической революции в вооруженный конфликт на юго-востоке страны.

ВВП в долларах

Последствия массовых протестов 2013-2014 годов страна ощущает до сих пор. Так, номинальный объем ВВП Украины в расчете на душу населения по состоянию на 2019 год не достиг «домайдановских» объемов.

Развитие гражданского общества в Казахстане

Чуть больше года назад в стране был создан Национальный совета общественного доверия (НСОД), куда вошли представители политических партий, неправительственных организаций, общественные деятели. Совет создан для обсуждения на высшем государственном уровне главных социально-экономических и политических проблем.

Результатами заседаний НСОД можно считать декриминализацию статьи «Клевета», утверждение Правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, сокращение квоты на привлечение иностранных рабочих на 40%, выплата пособия многодетным семьям в дифференцированных размерах, кратных к МРП, принятие Закона «О мирных собраниях».

Также успешным примером взаимодействия государства и общества являются общественные советы при министерствах и центральных исполнительных органах. Членами общественных советов могут стать любые желающие путем самовыдвижения. Наряду с консультационной ролью они выполняют общественный контроль за деятельностью госорганов.

Помимо этого, в Казахстане отмечается положительная динамика регистрации неправительственных организаций. Так, количество НПО с 500 в 1994 году выросло до 22 763 в 2019 году (данные из Национального доклада «Гражданский сектор НПО Казахстана», 2019 год).

Гражданский сектор НПО Казахстана

Однако из всех действующих в стране НПО 15,7% организаций не реализовали в течение прошлого года ни одного проекта. При этом больше половины реализовывают в год от одного до трех проектов.

Развитие гражданского общества в Казахстане

Наиболее популярными направлениями деятельности НПО в Казахстане являются гражданское общество и права человека, а также защита прав детей. Это является показателем того, что гражданское общество в стране сфокусировано на контроле за соблюдением конституционных принципов правового государства.