Кочевое скотоводство является частью культурного наследия Казахстана.Однако занимаются ли местные животноводы им сегодня, и насколько применима подобная форма ведения хозяйства в современности? О том, почему взгляд на номадный способ разведения скота должен быть изменен, читайте в материале.

Появление кочевого скотоводства на территории Казахстана не является следствием одной конкретной причины: свою роль сыграло множество факторов. Так, при наличии подходящих условий, пастушеское скотоводство могло стать исходной формой для полукочевого и кочевого хозяйства.

Поводом для перехода к кочевничеству во втором тысячелетии до нашей эры стало изменение климата: недостаток осадков и осушение земель. Лето стало коротким и жарким, а зима – продолжительной, с заморозками и буранами. Подобные погодные условия затруднили ведение земледелия.В большинстве регионов господствующим способом ведения хозяйства стало кочевое скотоводство. Земледелие в качестве второй по значимости деятельности было доступно только в южных землях, и поэтому для региона было характерно полукочевое скотоводство.

В древние времена записи о номадах вели представители народов, ведущих оседлый образ жизни: восточные историки, Геродот. До начала XVI века народы, населяющие Европу, знали о кочевых племенах только вследствие территориальных конфликтов и периодических вторжений номадов. Кочевники воспринимались в качестве врагов.

Между 1822 и 1928 годами на территории Казахстана постепеннопоявлялись оседлые поселения. Примечательно, что поселения крестьян уменьшило количестводоступных для скотоводов пастбищ, иногда отрезая доступ к кочевым путям, что привело к общему территориальномуразграничению, особенно зимних пастбищ.

В XX веке казахское кочевое скотоводство переживало серьезные кризисы, которые повлекли ощутимые последствия для населения.Реквизиция и ненадлежащая коллективизация привели к уничтожению скота и лишению скотоводов смысла ведения своей деятельности. Только к 1940-ым годам животноводство снова обрело свою актуальность. Некоторые кочевые скотоводы возобновили свою деятельность, но это не было повсеместным явлением. В тот период казахское скотоводство превратилось из полукочевого в полуоседлое: основная часть населения занималась другими видами деятельности.

В середине 1950-ых годов правительство СССР взяло курс на обеспечение продовольственной безопасности страны. Оно инициировало распашку целинных земель и создание на территории Казахстана крупных зерновых совхозов.Около 22 миллионов гектаров посевной площади было введено в эксплуатацию за годы активной целинной кампании.Как результат, до 90% вырос уровень рентабельности зернопроизводящих совхозов. Показатели животноводческих колхозов были отрицательными, то есть скотоводы работали в убыток. И поэтому к началу 1990-х годов коллективный животноводческий сектор сельского хозяйства как таковой перестал существовать.

Распад Советского Союза привел к снижению государственной поддержки скотоводства, но при этом на рубеже XX–XXI веков начинает проявляться реномадизация – процесс, который может рассматриваться как возвращение к исконному технологическому способу производства в сельском хозяйстве.Исторический опыт Казахстана свидетельствует о «живучести» кочевого скотоводства как формы сельскохозяйственной деятельности: под давлением обстоятельств кочевники переходили на частично оседлый образ ведения хозяйства, но при свободном выборе возвращались к своим истокам.

Последовательное передвижение каждый сезон по определенным пастбищам являлось основной формой производственного процесса кочевников.

В Казахстане и по сей день живут фермеры-животноводы, которые сохраняют культуру ведения кочевого скотоводства.Отчасти это доступно за счет обширной территории. В Центральной Азии, регионе, к которому относится и Казахстан, имеется около 250 миллионов гектаров пастбищ. Они располагаются не только на территории Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана, но и включают части России, Монголии и Китая.

Сегодня кочевое скотоводство – это бизнес.Ввиду растущего спроса на шерсть, другие товары животного происхождения из этого региона, а также на мясо и молочные продукты, скотоводство набирает обороты. Но как форма предпринимательства оно должно быть стабильно прибыльным.

Существующий ряд проблем, который стоит перед фермерами-скотоводами, включает нарушение маршрутов передвижения, крупные проекты развития и деградацию земель, вызванную ненадлежащим использованием земель. Не упрощают работу скотоводов и экстремальные погодные условия, такие как очень суровые зимы. Все это создает нестабильную ситуацию для скотоводства как для бизнеса.

Несмотря на достаточное количество площадей для выпаса и наличие современных технических средств, по словам Алмасбека Садырбаева, председателя правления Agroholding QAZYNA,разведение скота посредством кочевого скотоводства – очень сложный процесс: для людей, животных, техники. Требуется интенсификация– использование наиболее эффективных современных средств производства. Эксперт считает, что применяемый сегодня во всем мире интенсивный метод гораздо эффективнее и с финансовой точки зрения, и в плане использования пастбищ: на небольшом участке земли площадью 20 гектаров при грамотном ее использовании можно выпасать от 300 до 600 голов овец.

Но важно понимать, что поддержка стабильности существования кочевого скотоводства лежит на «неформальных институтах»: веками наработанных навыках скотоводов вести аграрное хозяйство именно таким путем. Также роль играет непосредственно «ментальность кочевника».

Специфика кочевого хозяйства заключается в том, что оно способно использовать только ограниченное число рабочих рук. Исследования явления номадного способа ведения хозяйства показывают, что дисбаланс численности рабочей силы и количества скота приводит к оттоку занятых и их переходу в другие сферы деятельности.

Технологичный XXIвек – это время пересмотреть взгляды на традиционные формы ведения хозяйства: взять лучшие элементы и понять, как они могут быть применены в современных реалиях. Так разведение скота кочевым способом – это не только форма животноводства, это подспорье для этно-культурного туризма и улучшения экологического состояния.

Аскар Елемесов, экономист, считает, что текущая индустрия животноводства, может быть дополнена элементами кочевого скотоводства. По мнению эксперта, использование дополнительных земель: пустынных и полупустынных – в качестве кочевий, поможет Казахстану в экологическом вопросе, преобразив территорию, и повлияет на климат.

Такой подход означает, проявление прагматизма и открытости сознания. А это, согласно статье «Рухани жаңғыру»,проявит не только знание своих национальных и личных ресурсов, но и умение планировать будущее.