Степные конституции кочевников

Ежегодно международная группа экспертов из исследовательских институтов и мировых аналитических центров рассчитывает индекс миролюбия в разных странах мира. Не в первый раз Казахстан в этом рейтинге является лидером среди стран СНГ. Согласно исследованию, опубликованному в июне 2020 года, республика расположилась на 70-м месте. На 93-м месте находится Кыргызстан, на 94-м — Беларусь, 95-ое место занимает Грузия.

Не входит в первую сотню рейтинга Узбекистан (103 место), Таджикистан (107 место) и Туркменистан (116 место), Азербайджан (120 место) и Россия (154 место). Также отстает от нашей страны на 51 позицию США (121 место).

Высокая оценка экспертов позиционирует Казахстан, как открытое и миролюбивое государство. Не случайно в издании Конгресса США TheHill эксперт в области международных отношений Арье Гут называет Казахстан одним из самых толерантных государств мира.

«Толерантность — это не терпение. Это понимание, взаимопонимание и сотрудничество. Толерантность в один день не рождается, она исторически складывается», — так говорит в одном из интервью Нурсултан Назарбаев.

Демократические устои, толерантность, гуманность были свойственны казахам исторически. Это можно также доказать, изучив законодательство древнего казахского народа. Законы, которые действовали в казахском государстве, отличались справедливостью и гуманностью. Многие из них закрепились в качестве основных правил поведения, легли в основу общественных ценностей казахстанцев.

Первый казахский ученый и историк Шокан Уалиханов выделял казахский институт законодательства среди мусульманского, китайского, русского и европейского права. По мнению историка, в отличие от европейских кодексов, в степных законах не было телесных наказаний, предупредительных и устрашающих мер.

Основоположником казахстанского права является Касым хан, правивший в начале XVI. Дополнил его труды хан Есим. Свод его законов был назван «Есім ханның ескі жолы» (Древний/исконный путь Есим хана). Закон получил народное одобрение, так как в нем были регламентированы полномочия и обязанности ханов, биев, батыров. Важная роль в законе отводилась биям — степным мудрецам и судьям.
Но наибольшего успеха в правовом законодательстве достиг хан Тауке, правивший в конце XVII — начале XVIII века. Это был, действительно, народный закон, так как основные правила были разработаны не единолично правителем, а с участием народных судей. Хан созвал уважаемых народом биев для разработки главного законодательного акта казахской степи — «Жеті жарғы». От Старшего жуза участвовал Толе би, от Среднего — Казыбек би, от Младшего — Айтеке би. Весь свод законов не дошел до современного общества, частично фрагменты сохранились в записях русских ученых Григория Спасского и Алексея Левшина. Помимо этого разработанная законодательная база дошла до нас благодаря особым качествам казахов — развитой памяти и устному народному творчеству.

«Жеті жарғы» стал главным законом в степи. Свое название он получил, так как содержал семь главных разделов. Первый был посвящен земельным отношениям, второй включал семейно-брачный закон. На все вопросы, связанные с военным положением и обязанностями, отвечал третий свод. Судебные процессы были в шестом разделе. Там же прописывались все положения, связанные с куном — наказанием за убийство или телесное повреждение. Седьмой раздел носил социальный характер и регламентировал права вдов и сирот.

Законы, неподвластные времени

Первые правовые акты были написаны в другое время и частично потеряли свою актуальность, но они заложили крепкий фундамент действующих отношений.

Выступая на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы теории и практики применения уголовного и уголовно-процессуального права Республики Казахстан» ректор Университета при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС (Санкт-Петербург), кандидат юридических наук Ирлан Искаков отметил, что первые законы казахов отличались справедливостью. К примеру, было правило о возвращении похищенного имущества, согласно которому похититель был обязан возместить ущерб в большем размере и отдать «трижды девять раз украденное» (возместить в 27-кратном размере).

У казахов не было тюрем, но было распространен принцип коллективной ответственности. Когда человек не являлся на суд или не выплачивал кун — выкуп за содеянное, то он не избегал наказания. Его дальнейшая судьба была в руках народа и общины, которая имело право поступать с преступником по своему усмотрению. Это говорит о гуманности казахского законодательства и в тоже время о большой социальной ответственности, которая присуща казахам. «А законы родовые, по которым члены рода отвечают за родича, при родовых отношениях приносят много практической пользы», — писал ШоканУалиханов.

В обществе до сих пор актуальны социальные законы, которые нерегламентированны правом, но действуют в современное время. К примеру, каждый свод законов запрещал браки между близкими родственниками до седьмого поколения. Это правило непрописанно на законодательном уровне в современное время. Однако, этого народного запрета придерживаются до сих пор, что позволяет казахам избежать многих генетических заболеваний. Также и уважение к старшим глубоко заложено в казахстанском обществе, хоть уже и не прописано в законах. Помощь сиротам и вдовам оказывается не только государством, нои обществом. В седьмом своде «Жеті жарғы» был регламентировано аменгерство — древняя традиция, по правилам которой, если жена и ее дети оставались без кормильца — мужа, на ней женился брат или родственник по мужской линии. Даже в самые сложные военные времена, женщина и дети не оставались сиротами и поддерживались родственниками мужа. Сегодня аменгерство поменяло свою форму. В казахском обществе все также поддерживают и помогают овдовевшим женщинам, но уже без заключения брака. Таким образом, накопившийся годами опыт позволяет регламентировать отношения, не переступать закон, но в тоже время иметь четкое понимание социальных устоев в обществе.

Практика жить по законам и нормам, принятым несколько веков назад, есть во многих развитых странах. Писанные конституции XVIII-XIX веков до сих пор определяют принципы взаимодействия в обществе. Например, старейшей действующей конституцией считается Конституция США. Ее приняли на Филадельфийском конвенте 17 сентября 1787 года. В этом году главному закону Америки исполнилось 233 года. 206 лет действует Конституция Норвегии, более двухсотлетнюю историю имеет Конституция Нидерландов. Все они основываются на принципе приоритета социальных ценностей, национальной философии.

Степные обычаи также прошли проверку временем и смогли закрепить среди казахов ценности, которые есть в независимом демократическом обществе: равенство людей, принципы взаимопомощи, чувство долга, медиативные навыки.

В программной статье Лидер Нации отметил, что уважение к историческому опыту является важным условием успеха модернизации. «Без опоры на национально-культурные корни модернизация повиснет в воздухе. Я же хочу, чтобы она твердо стояла на земле. А это значит, что история и национальные традиции должны быть обязательно учтены», — говорится в статье.

Это означает, что у страны должен быть свой путь развития, который станет логичным продолжением накопленного опыта и сохранит мудрость предков. Если у общества будет опора, имеющая многовековую историю, такое государство сложно будет сломить, уничтожить исторически и культурно. Но самое важное, что такому народу не грозит атомизация общества — разложение и социальное разобщение.