Baribar — Бәрі бар

Великие Абай и Шакарим: путешествие по родине казахских писателей

музей Абая

Место рождения Абая Кунанбаева Сырт-Каскабулак

Думается, такой человек, как Абай Кунанбаев, в представлении не нуждается. Про такого говорят: рожден на счастье народа. Основоположник новой казахской письменной литературы и литературного языка, философ, просветитель, демократ, историк, переводчик, композитор, общественный деятель появился на свет именно в этом месте.

Сегодня Сырт-Каскабулак памятник, увековечивший место рождения поэта. Тут маленький Абай родился, получил начальное образование. И это первое место остановки по произведению «Абай жолы» не менее талантливого казахского писателя Мухтара Ауэзова.

Материализация сакральности началась с обычного каменного памятного знака в 2005 году. В 2019 здесь появилась отремонтированная подъездная дорога, в 2020 – облагородили священный родник, из которого пил маленький Абай.

Сегодня здесь уже посажены ели и платаны. Вокруг установлены мраморные плиты, на каждом из которых высечены 45 слов назиданий Абая на трех языках. Неподалеку установлена стела «Сырт Каскабулак».

А объединяет все это абрис, повторяющий контур домбры. Особенно заметен он с высоты птичьего полета.

Некрополь династии Кунанбая в урочище Акшокы

Далее дорога ведет в Акшокы, где покоится династия Кунанбаевых. Это не менее важный объект для культурного наследия Абая. Этим летом некрополь был расширен, благоустроен, старые памятники из камня заменены на гранитные, на площадке произведена укладка брусчатки, посажены цветы.

Неподалеку построен музей династии Кунанбая кажы, где показана вся история династии, собраны уникальные вещи, документы и даже печать отца Абая. Помимо выставочного зала, тут будут конференц-зал для школьников, место отдыха для приезжих. На средства, выделенные из местного и областного бюджетов, приобретены исторические реликвии и документы, ценные изделия, предметы быта времён Кунанбая Оскенбайулы.

Под покровительством могущественного и властного деда, би, общественного деятеля Кунанбая кажы здесь похоронены Абдрахман и Магауи, сыновья Абая. Могилы всей династии омываются дождем и снегом уже сотни лет.

К слову, данный могильник и вышеупомянутый Сырт Каскабулак включат в число историко-культурных памятников страны согласно недавнему поручению президента Касым-Жомарта Токаева. Эти места станут частью Абайского государственного историко-культурного и литературно-мемориального заповедника-музея «Жидебай-Борли», о котором мы расскажем ниже.

Литературно-мемориальный заповедник-музей Абая «Жидебай-Борли»

Далее дорога ведет в Жидебай, зимовье, где поэт провел последние 10 лет своей жизни. Тут же были написаны 76 лирических стихотворений, знаменитые на весь мир «Слова назидания», и переведены произведения Лермонтова и Крылова.

История этого объекта берет начало в 1940 году. Тогда, приуроченный к зимовке поэта, открылся первый литературно-мемориальный музей Абая по инициативе Мухтара Ауэзова. В 1990 году, в преддверии 150-летнего юбилея писателя музей был реорганизован в Государственный историко-культурный и литературно-мемориальный музей-заповедник Абая «Жидебай – Борли».

С сохранением первоначального облика, дом-музей пополнился практически всеми экспозициями жидебайского периода жизни поэта. Тут можно увидеть личные вещи, ценные книги и документы философа.

На сегодняшний день это крупнейший республиканский музей-заповедник, фонды которого составляют более 29 тыс. экспонатов. В музее имеется научная библиотека с 13 тыс. книгами.

В состав комплекса теперь входят филиалы Абайского и Урджарского районов, а также городской комплекс с домом купца Ершова, пристройкой, медресе Ахмета-Ризы. Экспозиция горкомплекса состоит из 16 залов, повествующих о жизни и творчестве великого мыслителя.

В самой заповедной зоне находятся исторические места и памятники. Это дом-музей Абая, мавзолей Зере и Улжан, бабушки и матери Абая, могила брата Абая – Кудайберды, мавзолейный комплекс «Абай – Шакарим», могила Еркежан — жены Абая, мавзолей Кенгирбая, озеро Оспанколь, могилы Шаукенбая и Габитхана.

Колодец Шакарима

Шакарим Кудабердиев – сын казахского народа, родной племянник, ученик и последователь Абая. Имея могущественного деда и авторитетного дядю, можно было ожидать, что из Шакарима выйдет типичный представитель степной «золотой молодежи», однако его судьба оказалась много трагичнее ожидаемого. Этот сакральный объект – обычный колодец где-то в глуши Восточного Казахстана – тому подтверждение. Здесь, в октябре месяце, 89 лет назад Шакарим был убит в 71-летнем возрасте. Великий человек без суда и следствия был расстрелян советскими чекистами 30-х годов.

А началась глубокая история жизни композитора еще в детстве, когда в раннем возрасте мальчик остался без отца. Свое культурное просветление он получил когда на воспитание его забрал дед Кунанбай. Став высокообразованным молодым человеком, владеющим четырьмя языками, Шакарим ушел в политику, начал заниматься административными делами волости. К 40 годам сменил стезю на литературную. Сложная социально-политическая атмосфера 20-30-ых годов, непринятие того уклада жизни привели Шакарима к уединенному образу жизни. Сентябрьское восстание вернуло отшельника в ряды старейшин и вдохновителей. Тогда он заступился за народ в последний раз. И 2 октября 1931 года по возвращении с охоты на Шакарима открыли огонь гэпэушники из засады. Поэт был расстрелян в степи за честность, а тело его было брошено в старый колодец вблизи Баканаса.

30 лет останки Шакарима Кудайбердиева лежали в колодце. Его имя на долгие годы было предано забвению. И только в 1961 году его сын выкопал их из колодца и привез на родину. Чемодан, в котором перевозили останки историка, был показан народу всего два года назад. После года изучения костей казахского предка, установлено, что одна пуля попала в ногу, вторая пробила грудь Шакарима. После такой вынужденной эксгумации прах его по всем канонам ислама и древним обычаям степняков был перезахоронен рядом с могилой Абая в урочище Жидебай.

Сегодня на месте колодца, куда было сброшено тело Шакарима, стоит памятник. Для сохранения его величия сооружен музей с ценнейшими экспонатами и фотографиями, однако самой библиотеки писателя не сохранилось.

Так, посещение каждого из этих мест сравнимо с перелистыванием известного романа-эпопеи «Путь Абая», где оживают те стены музея, горит та куполообразная печь в доме Абая и звучит та самая домбра, струн которых касался Шакарим и его предки.

Exit mobile version