– Ардак, расскажите кем вы хотели стать в детстве?

– Как и большинство детей того времени, на этот вопрос я отвечала, что стану учителем или врачом.  Однако, хорошо помню, что визуализировала всегда светлый и красивый офис в большом здании мегаполиса, и путешествия по миру.  В детстве, у меня был проигрыватель и пластинки со сказками, в одной из которых Красная Шапочка пела, что «в Африке реки — вот такой ширины! В Африке горы вот такой вышины!». Мне это очень запомнилось, и возможно, именно эта песенка и повлияла на мое желание работать в международной компании, путешествовать и познавать мир.

– С чего начиналась ваша карьера? Как вы оказались в компании «Шеврон»?

– Я обучалась менеджменту в международном бизнесе в Болгарии и финансам в США. Во время учебы в университете, я проходила практику в финансовом отделе ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО, совместное предприятие, 50% доли принадлежит компании «Шеврон»), и по завершению учебы, в 1999 году, я подала на свободную вакансию в ТШО, где меня приняли на позицию бухгалтера по материальным запасам.  Спустя семь лет работы в ТШО, я перешла в компанию «Шеврон» на позицию аналитика в отдел казначейства и основных средств. Так, с 2006 года я развиваюсь в корпорации «Шеврон», которая всегда привлекала меня своей репутацией и высокой деловой этикой.

Ардак Алимаканова
Ардак Алимаканова. Фото: Бакдаулет Абдуалы

– Вы помните день своего собеседования в «Шевроне»? Расскажите как это было? Могли ли вы тогда представить, что проработаете в компании 15 лет?

– В то время я была на краткосрочном зарубежном назначении от ТШО в Анголе (вторая после Нигерии страна в Африке по объему нефтедобычи). Моя командировка подходила к концу и за год работы в Анголе, я убедилась, что хочу строить свою карьеру в компании «Шеврон». По своему опыту скажу, что когда у тебя есть определенная цель, то ты направляешь все свои силы и энергию на ее достижение и тогда все обстоятельства складываются в твою пользую.  И вот, примерно за три недели до окончания моей вахты, в алматинском офисе компании «Шеврон» открылась вакансия как раз под мою квалификацию.  Я подала заявку и прошла интервью по телефону. Если при трудоустройстве в ТШО я проходила несколько этапов отбора с тестированием математики, логики и английского языка, то в «Шеврон» мое собеседование прошло достаточно быстро, поскольку я была на назначении в Анголе и в корпорации меня хорошо знали.  И к моменту окончания вахты, мне сообщили, что я прошла на позицию аналитика в отдел казначейства и основных средств. Могла ли я представить, что проработаю здесь 15 лет? Да легко, потому что, я лояльный сотрудник и ценности «Шеврона» совпадают с моими. За 15 лет я проработала аналитиком по основным средствам, старшим аналитиком в группе «анализ, отчетность и планирование», далее я ушла в отдел «планирования», а затем меня назначили на проект в Лондоне, откуда я недавно вернулась. Мне очень нравятся ценности компании, и не важно, где ты работаешь — в Лондоне, Анголе или Казахстане, корпоративная культура не меняется.

– Что именно вас мотивирует работать в «Шевроне»? Какие преимущества вы можете назвать? Чем отличаются ценности этой компании от других?

– Наша цель – быть глобальной энергетической компанией, которая гордится своими сотрудниками, партнерством и производительностью, разрабатывает доступную, современную энергию для всех. Все корпоративные ценности прописаны в корпоративном документе Путь «Шеврона» и каждый сотрудник, начиная от руководителей, придерживается и верит в поставленные цели и миссию компании. Такой дух компании дает энергию, энтузиазм, придает силы и открывает возможности. Быть частью этой компании – большая гордость и ответственность.

– Расскажите, как проходит ваш обычный рабочий день? Чем вы занимаетесь?

– Сейчас я работаю в отделе стратегического планирования, где очень важны быстрое реагирование, гибкость и в тоже время творческий подход.  Как правило, в начале дня прописываю планы и задачи на текущий день, неделю, проверяю статусы текущих дел и занимаюсь непосредственно выполнением этих задач.  Бывают дни, когда могу заниматься исключительно творчеством — собирать информацию и оформлять презентации.

– Ардак, поделитесь пожалуйста подробнее своими проектами. Какие из них запомнились?

– Конечно же это год работы в Анголе по одному из проектов компании «Шеврон». Там проходила программа национализации, и моя задача заключалась в том, чтобы обучить местного сотрудника необходимым навыкам для его самостоятельной работы в будущем.  Это был интересный и незабываемый опыт, мы очень сдружились и по сей день общаемся с коллегами из Анголы, узнаем кто как поживает. Другой интересный, но в тоже время не простой проект – это мое двухлетнее назначение в Лондоне, когда команды находились на трех континентах — я была в Лондоне, сам проект в Курдистане, а проектная команда в США.  Я присоединилась к команде, когда проект был только утвержден и начиналось строительство завода. Переход проекта с одной фазы на другую обычно требует дополнительной отчетности.  Поэтому для проектной команды сам процесс стратегического планирования и создания бюджета был сложным и непонятным, а тут еще дополнительные отчеты.  Но как говорится, «глаза боятся, руки делают» и совместными усилиями мы наладили все процессы, я поделилась опытом и навыками в своем направлении, и по словам коллег, непонятный ранее для них процесс стал систематизированным. Меня радует, когда я могу помочь команде и своими рекомендациями посодействовать успешной реализации проекта, а также наладить процессы для дальнейшей работы. Вместе с этим и я сама развиваюсь и расту. Этот проект позволил мне построить рабочие отношения, укрепить связь и сотрудничество с коллегами из разных отделов и стран, познакомиться с более широким кругом людей, местными жителями и людьми из других стран, ассимилироваться в новую культуру, посещать интересные места и приобретать новые знания. Я считаю, что такой обмен опытом позволяет улучшить работу каждого сотрудника, вовлеченного в процесс. В целом, жизнь и работа за границей позволили мне лучше понять экспатриантов, развить уверенность, оценить услуги в своей стране и сравнить скорость работы некоторых поставщиков услуг.

– Каких принципов вы придерживаетесь в работе?

– Мой главный принцип – работать честно и доверять людям, с которыми сотрудничаешь. И здесь хочется также отметить основные ценности нашей компании: доверие, честность, уважение, целенаправленность, уважение друг к другу и умение работать в команде.   Я считаю, что нужно работать очень дружно, учитывать разные мнения и учиться друг у друга.

– Вам комфортнее работать в команде или индивидуально?

– Нужно уметь быть гибким, поэтому мне комфортно работать как в команде, так и индивидуально. К примеру, в последние шесть лет я работаю в основном в проектных командах. Но бывают задачи, которые требуют индивидуального подхода. И стоит отметить, что даже когда мы работаем индивидуально, мы всегда советуемся друг с другом, чтобы услышать мнение других сотрудников и скорректировать работу.

Ардак Алимаканова
Ардак Алимаканова. Фото: Бакдаулет Абдуалы

– Как вы выстраивате баланс между карьерой и личной жизнью?

– Баланс между карьерой и личной жизнью возможен, если человек сам умеет выстраивать границы.  Это наш внутренний баланс, где стоит быть гибким и подвижным, ведь наши приоритеты могут меняться в зависимости от возраста, этапов жизни и других факторов. Честно признаться, я могу иногда увлечься работой, но это не мешает моей личной жизни. По большей части конечно же стараюсь разграничить жизнь в офисе и дома — оставлять домашние заботы за дверью офиса, и также, не нести работу домой.  Кстати, в этом вопросе важную роль играет внутрикорпоративная культура. Есть компании, где сотрудники могут работать и на выходных, и после окончания рабочего дня, так как некоторые проекты требуют большего времени. Такая форма работы тоже имеет право быть, но мне нравится другой подход к работе, поэтому я выбрала компанию, чьи ценности и подход к работе совпадает с моими, то есть существует баланс между работой и личной жизнью.

– Расскажите, как компания «Шеврон» помогает развиваться своим сотрудникам?

– В нашей компании этому уделяют большое внимание, так как развитие сотрудников – очень важный фактор для роста компании.  У каждого сотрудника есть свой индивидуальный план развития, в рамках которого он совместно с руководителем выбирает необходимые тренинги и курсы по повышению квалификаций. Помимо этого, у нас есть очень много онлайн тренингов, которые доступны для каждого сотрудника компании. Если есть необходимость в изучении или повышении знаний в каком-либо направлении, руководство обязательно предоставит возможность, главное, чтобы это не мешало основной работе. Также, у нас есть обязательные тренинги, которые должен пройти каждый сотрудник, например, по этике, корпоративной культуре и т.д.

– Ардак, какие советы при выборе компании Вы бы дали молодым специалистам?

– Провести хорошее исследование и узнать о компании как можно больше, ваша осведомленность только поможет.  Если вы разделяете ценности компании, они вас вдохновляют и мотивируют, то вы будете идти на работу как на праздник, каждый день!