Эксперт рассказал об опасности деструктивных псевдорелигиозных организаций

В нашей стране, как и во всем мире существует угроза псевдорелигиозных течений, цель которых – порабощение наших граждан, эксплуатация их ресурсов, выкачивание из них денег и возможный захват государственной власти. Для того чтобы поподробнее узнать и предупредить наших граждан об опасности, исходящей от деструктивных псевдорелигиозных течений мы поговорили с религиоведом, специалистом Центра изучения религий города Нур-Султан Олегом Синяковым.

Олег Витальевич, расскажите, как сейчас в век цифровых технологий вовлекают наших граждан в деструктивные псевдорелигиозные организации?

Еще до пандемии Короновируса были известны такие виды вербовок, как «холодная вербовка», «горячая вербовка», «вербовка тет-а-тет», вербовка при помощи сети интернет. Но после того, как наш народ ушел на самоизоляцию, эти цифровые методы еще более усилились. Вербовать при помощи интернета стало обыденным делом. Как происходит вербовка? Вербовщики используют базу данных в сети интернет, например, eBay. Сначала они заводят разговор о купле-продаже, а потом переходят к разговорам о религии.

Следует отметить, что говорить о своей вере, распространять религиозную литературу можно только в культовых сооружениях и на прилегающей к ней территории, а также специально отведенных для этого объектах. Ни в каких других местах – ни на улице, ни по домам, ни в поездах, ни в самолётах, ни по интернету, ни по телефону – все это делать нельзя и грозит административным штрафом.

Кто, по-вашему мнению, наиболее подвержен влиянию деструктивных псевдорелигиозных течений?

Хочется отметить, что может сложиться такое мнение, что у нас в Казахстане бушует стихия деструктивных течений, что наших граждан повсеместно вербуют. Поэтому некоторые граждане не желают связывать свою жизнь с какой-либо религией, т.к. считают, что его обманут, квартиру отберут, или зомбируют, или на войну отправят.

Хотим сказать, что на сегодняшний день под единым шаныраком Казахстана сосуществуют 18 конфессий, которые действуют в правовом поле и вносят весомый вклад в обеспечение единства и согласия в нашем обществе.

Такими конфессиями являются ислам суннитского толка ханафитского масхаба – традиционный для большинства казахстанцев и различные направления христианства – православие, католицизм, протестантизм (евангельские христиане-баптисты, пресвитерианские церкви, евангелическо-лютеранская церковь, пятидесятнические церкви, новоапостольская церковь, методисты, меннониты и адвентисты седьмого дня), в том числе Свидетели Иеговы и церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны). В число зарегистрированных конфессий входят также иудаизм, буддизм, общество Сознания Кришны, Вера Бахаи и Церковь объединения Муна.

К сожалению, есть и такие организации, которые не хотят жить в мире и согласии, которые вовлекают наших граждан в деструкцию, при этом преследуя свои низменные цели – материальное обогащение основателей, эксплуатация ресурсов, или использование в качестве пушечного мяса для захвата государственной власти. Наиболее уязвимы – молодежь, люди со специфической личностной предрасположенностью (агрессивный характер, у многих обнаруживается дефект личности в основном вследствие психологических травм, физическая недостаточность, низкий образовательный уровень). Такие организации могут пополнить и люди, имеющие низкий социальный статус (выходцы из социально необеспеченных семей, испытывающие материально-финансовые затруднения). В число уязвимых слоев входят и пожилые люди, которые остались одни, скучают. Представители деструктивных организаций вовлекают их в свои ряды, а после забирают их имущество (движимое, недвижимое).

Потенциально жертвой деструктивных культов может стать любой человек из-за разочарования, безнадежности. Людей, испытывающих чувства зависимости и страха, привлекает в культах ясная перспектива, однозначность отношений, избавление от чувства вины, что часто воспринимается как благодать, духовная гармония. Впрочем, членами псевдорелигиозных групп иногда становятся и довольно сильные люди, бескомпромиссные в своих духовных поисках.

Как можно распознать если кто-либо из родных попал под влияние псевдорелигиозного течения?

Когда человек попадает в псевдорелигиозную организацию, родственники могут это заметить практически сразу. Человек начинает полностью меняться. Вся сущность деструктивных организаций состоит в том, что они не интегрируются в обществе. Они «отщипывают» людей из общества и ставят перед ними барьер – выставляют ряд ограничений, которые адепт должен принять. Это не только избавление от вредных привычек, но и полная смена сознания человека. Если человек раньше имел свои вкусы, предпочтения в отношении литературы, фильмов, музыки, то попадая в деструктивную организацию, как правило, от него настоятельно требуют избавиться от большинства этих предпочтений. К примеру, во многих псевдорелигиозных организациях нельзя читать детективы, фантастику, смотреть боевики, слушать рок, металл, хип-хоп музыку. Бывает, конечно и так, что человек сам меняет предпочтения, например, постепенно от легких литературных жанров переходит к более сложным, научным, политическим. Но в деструктивной организации этот переход происходит практически мгновенно. Родственникам необходимо обратить внимание на литературу, которую изучает пострадавший. Обычно это религиозные интернет-сайты или книги на религиозную тематику. В книгах имеются признаки возбуждения религиозной розни, пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии.

Какие признаки Вы можете выделить?

Есть ряд признаков, которые должны насторожить. Будьте к нему особенно внимательны, если он:

Резко меняет свои вкусы и предпочтения;

Перестает употреблять сленг, на его место приходит новояз (человек начинает применять терминологию деструктивной организации);

Начинает заниматься моралофажеством — стремление навязать другим людям свои представления о том, что такое хорошо и что такое плохо;

Ему хочется ходить и рассказывать, проповедовать о своей вере, цитировать книги, которые он прочитал;

Становится замкнутым, из него не вытянуть ни слова;

Прекращает посещать общественные мероприятия с семьей или друзьями;

Перестает интересоваться другими людьми и участвовать в их жизни, в том числе в жизни своей семьи;

Не предлагает помощь, становится равнодушным;

Считает, что все развлечения и удовольствия – зло. Может внезапно начать ограничивать детям игры, запрещает подарки и другие мелкие радости. «Злом» становится все внешнее – общение на светские темы, интерес к миру, книги;

Все реже ночует дома. Семьей и домом для него становится община;

Все чаще цитирует чужие фразы и слова. В речи могут проскальзывать слова «Глава», «Учитель» или аналогичные им и т.д.

Куда можно обратиться за помощью чтобы скажем так «вытащить» человека из деструктивного псевдорелигиозного течения?

В случае если вы или ваши близкие столкнулись с деятельностью деструктивных псевдорелигиозных течений вы можете связаться с нашим Центром изучения религий, посредством Единого контакт-центра IKOMEK 109! (Звонок бесплатный и анонимный).

Следует отметить, что очень важный фронт работы нашего Центра– реабилитация, консалтинг и оказание помощи людям, попавшим под влияние деструктивных и псевдорелигиозных течений. Как правило, в Центр обращаются не сами граждане, а их родственники, друзья. Люди, которые попадают в деструктивные течения, выпадают из общественной жизни, выпадают из семьи. Религиоведы, теологи, психологи проводят с пострадавшими гражданами комплексные мероприятия по социально-психологической адаптации и теологической реабилитации, а также переориентированию на нормы традиционных религий. Как показывает опыт, данная работа является длительным процессом, который включает оказание помощи не только религиозного, но и социально-психологического характера.