Эксперты в области управления были востребованы всегда. Хорошие менеджеры – люди, способные эффективно управлять процессами, добиваться поставленных целей и мотивировать на результат остальных – на вес золота. Один из тех, кто всю свою жизнь осваивает это искусство на практике в самых разных сферах — Тимур Байгарин. Об особенностях профессии, вызовах и необходимости непрерывного обучения
Ваш управленческий опыт начался с бизнеса по продаже женской одежды. Расскажите, как вы в него пришли?
В 2006 году в Астане практически не было брендовых магазинов, торговых центров были единицы. Ниша была свободной, глупо было бы этим не воспользоваться, тем более, что спрос со стороны потребителей был высоким. Я нашел партнеров и вместе мы решили открыть магазин женской одежды по франшизе российской компании. Это был хороший рывок, мы успели расширить сеть до 8 точек, а впоследствии буквально в течение трех лет смогли запустить собственный бренд и открыть 11 магазинов в Астане, Алматы, Кокшетау и Костанае. Одежду под своим брендом производили в Китае. Позже даже создали франшизу и продали ее россиянам. Разумеется, азы управления мне пришлось познавать с нуля – все было новым и незнакомым. Но я быстро вник в процессы, хотя без сложностей не обходилось. Однако любую проблему можно решить, если подходить к этому творчески и уметь анализировать.
Я был ответствен за операционное управление магазинов, в том числе за принятие решений о выборе и анализе локаций, проведение переговоров с потенциальными арендодателями и контроль над процессом ремонта помещений. Кроме того, я принимал участие в закупках товаров и переговоров с производителями. Моя роль требовала высокой организованности, тщательного анализа и принятия взвешенных решений, чтобы обеспечить успех бизнеса в конкурентной розничной среде.
С какими нестандартными ситуациями приходилось иметь дело и как вы их решали?
Таковых было немало. Но для меня всегда было принципиально важно повышать лояльность клиентов и удерживать их. Могу привести в пример одну ситуацию. К 8 марта мы обычно устраивали в наших магазинах модные показы, где в качестве моделей выступали постоянные клиенты. Однажды на одном из таких показов кто-то из них потерял кошелек с деньгами. Разумеется, инцидент не из приятных. Для того, чтобы не испортить впечатление клиентки о магазине мы сделали ей скидку на ту сумму, которую она потеряла.
И так во всем – если у нас изредка оставалось что-то из старой коллекции, то мы делали постоянным покупателям подарки. Плюс мы никогда не переклеивали ценники, когда резко подскакивал доллар. Цены менялись только с новой поставкой. Все это стратегически выверенные решения, которые были направлены на то, чтобы у клиентов было позитивное отношение к компании. Понятно, что лояльный покупатель — это источник большой выручки, однако лояльность возникает от определенных усилий, целенаправленных действий.
Эффективный менеджер должен уметь креативно мыслить и оперативно принимать решения по управлению персоналом. Какие инструменты вы использовали в руководстве людьми?
У меня достаточно демократичный стиль управления, который подразумевает высокую степень самостоятельности сотрудников. Я не навязываю свою волю, но оставляю за собой право контроля. Считаю, что правильный руководитель – тот, кто не мешает хорошим специалистам работать. Когда возникают трудности, я всегда стремлюсь разобраться в ситуации вместе со своими сотрудниками. Я детально анализирую проблему и провожу открытый диалог, чтобы понять точки зрения всех участников и найти наилучшее решение. Мое уважительное отношение к мнению других людей помогает мне находить лучшие способы достижения наших целей. Кроме того, я всегда стремлюсь быть прозрачным и честным в своих коммуникациях, чтобы создать доверие среди всех участников команды.
Какой самый ценный опыт вы извлекли из 10 лет в бизнес-менеджменте?
Никогда не опускать руки, потому что за этот период приходилось сталкиваться с разными ситуациями. Однако ни разу это не стало поводом к тому, чтобы перестать доверять людям или бояться идти на риск. К последнему могу отнести решение трансформировать бизнес — закрыть магазины и уйти в онлайн. Решение поменять бизнес-модель было непростым, но позже мы убедились, что вполне оправданным. К примеру, когда началась пандемия, многих это застало врасплох, а мы уже вовсю работали на маркетплейсах.
Из бизнеса вы ушли в управление крупными региональными и международными проектами. Как происходило ваше развитие в этих сферах?
Я продолжил оттачивать навыки планирования, организации, контроля и анализа, которые помогали компаниям, где я работал и работаю, достигать поставленных целей. Себя я отношу скорее к операционным менеджерам, считаю себя в этом достаточно сильным. Это, может быть, и очень нудно, но очень затягивает. К тому же, операционка — это не просто контроль над процессами, а их непрерывное совершенствование, тем оно и увлекательно.
Во время пандемии многие менеджеры столкнулись с серьезными трудностями. Где вас настиг этот вызов и как вам удалось себя проявить в этот период?
Изучая вашу биографию, нельзя не отметить тот факт, что практически всю свою жизнь вы продолжаете непрерывно учиться. Откуда такая потребность и почему для вас это важно?
Обучение — это жизнь, мне очень нравится учиться, это не дает состариться (смеется). Даже после получения докторской степени, я планирую пройти курс MBA в швейцарской бизнес-школе. Новые знания очень помогают мне на практике, многие успешные кейсы я смог реализовать в работе. Мы наблюдаем, как быстро меняется мир, с какой скоростью распространяются инновации. Разумеется, чтобы оставаться конкурентоспособным, нужно соответствовать этому темпу, поспевать за изменениями, а где-то – даже уметь предвидеть и опережать. Ну и в целом, хороший управленец должен уметь быстро адаптироваться к меняющимся условиям.
Назовите три главных качества эффективного менеджера?
Как и в любой другое профессии – желание развиваться, приносить пользу и быть заинтересованным в результате.
Благодарим за интервью!