За годы независимости в Казахстан по программам репатриации вернулось более одного миллиона этнических казахов, большинство из которых были потомками бежавших за лучшей жизнью в соседние страны во время трагических событий первой половины прошлого века.
Масштаб вернувшихся огромен, такое число людей оказало существенное влияние на социальный облик нашей страны. Многие репатрианты действительно смогли найти свое место на исторической родине и стать примерными гражданами. Но, как и в случае с любой массовой репатриацией далеко не все проходит гладко и нам следует открыто признавать это.
Даже сам термин «кандас» был введен и узаконен в 2021 году отнюдь неслучайно, ведь это являлось попыткой заменить слово «оралман» имевшее в восприятие общества негативную коннотацию. Но улучшил ли этот «ребрендинг» ситуацию с восприятием репатриантов?
На мой взгляд здесь следует задаться еще одним важным вопросом, а почему вообще термин оралман со временем приобрел негативный окрас? И как скоро кандасы начнут восприниматься также, как и оралманы? если продолжать игнорировать существующие проблемы? Снова принять косметические меры и придумать еще один термин уже вряд ли получится.
Следует понимать, что пропасть между казахстанскими гражданами, чья культура была сформирована в КазССР, и теми, кто проживал, например, в Китае, не говоря уже об Афганистане, по-настоящему огромна, начиная с мелких поведенческих привычек и заканчивая языковыми барьерами. Подобные различия даже породили крайне вредную и совершенно шовинистическую мифологию о том, что казахи из СУАР — самые «настоящие» вследствие сохранения ими традиционного уклада жизни. Поэтому всему остальному казахстанскому обществу следует брать с них пример и возвращаться к «истокам».
Подобная риторика ведет к социальной стратификации и лишает нас возможности построения здорового и процветающего гражданского общества. Поборникам подобных мыслей о чьей-то большей традиционности следует понимать, что любое общество и язык постоянно трансформируется и подстраивается под внешние условия. Не меняются на протяжение десятилетий только крайне изоляционистские общества, каковыми в связи с внешними обстоятельствами и являлись казахи, проживавшие в Китае или в Афганистане.
Будет ошибкой не признать и то, что далеко не все кандасы сохранили исконные казахские традиции, многие и вовсе не знают казахского языка вследствие тесных контактов с другими народами.
И в этом на самом деле заключается большая проблема программ репатриации действовавших в нашей стране, таких как «Нурлы Кош». Несмотря на то, что репатрианты обеспечены огромным количеством всевозможных социальных льгот и привилегий, и даже освобождены от обязательной военной службы, не было проделано качественной работы по обеспечению механизмов их культурной ассимиляции. В результате кандасы проблематично интегрируются в современное казахстанское общество. А обилие социальных льгот заставляет выглядеть их в глазах общества как иждивенцев. При этом, как показывает мировой опыт, льготная политика в отношение узких социальных групп часто работает неэффективно и лишь способствует процессу их маргинализации.
Если рассматривать современный опыт репатриации этнических немцев в Германию, то можно обнаружить сложный и многоступенчатый процесс социальной интеграции, от репатрианта как минимум требуется сертификат об окончании курсов немецкого языка, а уже в самой Германии предоставляется возможность посещения всевозможных образовательных курсов. В случае с казахами-репатриантами механизм качественной социально-культурной интеграции практически отсутствует, частично следствием этого является незаинтересованность самих репатриантов.
Не секрет и то, что многие кандасы имеют проблемы с образованием, это в свою очередь осложняется тем фактом, что основными местами их расселениями стали Мангыстауская, Туркестанская и Алматинская области, и так имеющие серьезные социально-экономические проблемы. При этом, именно кандасы нередко выступают зачинщиками и вдохновителями акций протестов в традиционно беспокойном Жанаозене.
Показательно, что в акции протеста, организованной 10 апреля возле здания центрального офиса «КазМунайГаза», из 200 прибывших протестующих, лишь 10 являлись уроженцами Казахстана, все остальные были репатриантами из Туркменистана, Каракалпакстана и Узбекистана.
Получается довольно неприятная ситуация, где самыми недовольными являются те граждане, которые и так обеспечены льготами и получают дополнительную помощь в трудоустройстве от государства, не отличаясь при этом профессионализмом или наличием хотя бы средне-специального образования. При таком положение дел, требования все больших трудовых послаблений и втягивание других рабочих в свои акции протеста выглядит как настоящая наглость в глазах рядовых казахстанских работников.
Стоит обратить внимание и на то, что зачастую различные оппозиционные СМИ пестрят материалами о проблемах кандасов, всячески критикуя государство и общество, обвиняя всю страну в недостаточных действиях в целях репатриации или улучшения жизни репатриантов. Такую риторику едва ли можно назвать справедливой, ведь как бы не была важна репатриация наших этнических братьев, но в первую очередь само наличие программ по репатриации — это решение государства, и на помощь репатриантам уходят средства из бюджета, принадлежащего всем Казахстанцам. В нашей стране хватает социальных проблем и нерешенных вопросов. Казахстан и вовсе мог бы отказаться от программ репатриации сосредоточившись на других проблемах, однако страна справедливо выбрала помощь собратьям. Поэтому всевозможная критика этой самой помощи, в том числе и от самих репатриантов, выглядит абсурдно и неуместно.
Тем более в современных мировых реалиях, где наоборот, родным странам нередко помогают осевшие в дали от исторической родины этнические диаспоры, добившиеся успехов в чужой стране, и способные лоббировать интересы свой исторической родины в бизнесе и дипломатии. К большому сожалению, казахские диаспоры в других странах ничего не добились.
Особенно ретивым репатриантам, предъявляющим претензии и претендующим на какой-то особый политический статус важно помнить, что современный Казахстан, обладающий сравнительно высоким уровнем жизни, является заслугой именно коренных казахстанцев, а не тех, кто уехал из страны в самые тяжелые для нее годы. Необоснованные амбиции некоторых людей из числа репатриантов сразу считываются нашим обществом, и это может создать в будущем проблемы для тех, кто пренебрегает общенациональными интересами в угоду своих предрассудков.
Основная сила любого общества заключается в его единстве, в истории казахов уже были периоды всеобщего разделения, приводившие к катастрофическим последствиям. Главная задача нашего общества любой ценой не допустить повторения этих ошибок в будущем!
Алихан Торегулов