Необходимо провести трансформацию общества и превратить Казахстан в развитую страну с подлинно демократическими институтами. Такую задачу Президент поставил перед год назад, выступая на церемонии инаугурации. Что изменилось в стране за это время? Каким образом реализованные реформы отразились на жизни казахстанцев? Эти и другие вопросы, обсудили с членом Союза писателей РК Бекнуром Кисиковым.
— Бекнур Сейтжанович, заметили ли Вы какие-либо изменения в политическом курсе Казахстана, которые произошли спустя год после инаугурации Президента?
Конечно же, политический курс меняется. Но, один год, это очень короткое время, чтобы говорить о том, что он изменился кардинально. Я бы хотел сказать, что за небольшой период нахождения Касым-Жомарта Токаева у власти, получены впечатляющие результаты. Я член нескольких общественных советов, уже 8 лет являюсь общественником нескольких созывов, поэтому для меня важен был Закон «Об общественном контроле». Буквально на днях он был подписан Президентом. Это очень важный документ. Законодательная идея общественного контроля витала в воздухе давно. Как мы знаем, общественный контроль уже существует, в рамках Закона «Об общественных советах». Есть четыре формы контроля: мониторинг, экспертиза, слушания, отчёт. Но, сейчас само явление, сам нарратив «общественный контроль» обрёл свою законодательную норму. Этот проект обсуждался с нами, с общественниками, во многих рабочих группах. И наконец-то он получил свои очертания. Закон «Об общественном контроле» подписан, сейчас он будет претворяться в жизнь. Да, конечно, в Законе попытались учесть все мнения, все моменты. Конечно, есть споры, это естественно. Любой Закон задевает интересы, кому-то нравится, кому-то не нравится. Но, в целом, я считаю, что это гармоничный Закон. Единственное, по онлайн-петициям, наверное, на данный момент, может быть, такая норма нужна. В будущем, возможно, Закон будет дополняться. Но, я считаю, что само появление этого Закона, это уже большой шаг, большая реформа в общественном сознании, в общественном контроле. Потому что общественный контроль нужен. Мы должны знать — как расходуется бюджет, как работают госорганы, насколько они транспарентны. Этот Закон повысит уровень транспарентности, уровень общественного контроля. И мы надеемся, что это будет большой такой сдвиг в области ещё большей демократизации и партисипативности — участии граждан в управлении государством через общественный контроль. Это очень важный момент. Потому что общественный контроль, в целом, не только повышает уровень транспарентности, прозрачности, а значит и эффективности государственных органов, но и повышает уровень политической культуры самого населения. Через общественный контроль граждане учатся делать эффективным управление и влияние на управление государством. Поэтому Закон важен как с социальной стороны, так и с экономической, политической, институциональной и, я бы даже сказал, с психологической.
— Какие ещё значимые реформы, реализованные в республике, Вы для себя можете выделить?
Так как я член Союза писателей, для меня очень важны инициативы Президента в области литературы. На днях меня обрадовала новость о моих коллегах. Юрий Серебрянский, который тоже недавно стал членом Союза, достаточно известный писатель, не только у нас, но и за пределами Казахстана, получил государственную премию и орден «Курмет». До этого два других писателя, один из них знаменитый Смагул Елубай, стали заслуженными Народными писателями. Учреждение премий, инициативы в области литературы очень радуют нас. Потому что, к сожалению, книгам уделяется недостаточное внимание. То, что они сегодня получают «новое дыхание», это важно, потому что книги дают развитие духовного потенциала народа. Это, конечно, все мы знаем, но шагов практически не делается. И сегодня Президент очень много сделал инициатив в области литературы, детской литературы. Эти реформы очень важны. Я думаю, они дадут толчок для развития сферы. Потому что литературе, самой по себе, очень трудно развиться. Я знаю писателей, я сам писатель, знаю, что многие пишут в стол, не могут реализовать элементарно свои произведения, показать населению. Нам нужны очень большие толчки, чтобы исправить ситуацию.
Ещё одна очень важная инициатива законодательная – о возвращении из-за границы активов, добытых незаконно. Мы знаем, что большие доходы, имущество находятся за рубежом, эти вещи должны быть возвращены народу. Также хочу отметить другую реализованную инициативу, которая была озвучена Президентом. Если раньше мы говорили недра, земли, всё в Конституции принадлежит государству, то сегодня мы говорим, народу. То есть, фактически, самым главным институтом управления является народ и, когда мы говорим – возвращение государству, это имеется в виду возвращение народу. Считаю, что нужно продолжать эту инициативу претворять в жизнь. Никто не против доходов, богатства людей, каждый человек достойно должен зарабатывать, иметь имущество, но это не должно быть имущество, которое отнято, каким-то образом, у народа.
Важный момент – выплаты из Нацфонда детям. Деньги должны быть живыми, управляемыми. Мы всегда слышали о каком-то эфемерном Нацфонде, мы не знали, что это, как это. Сегодня мы видим, он живой, он рабочий, из него идут выплаты. Дело даже не в самих финансах. Нацфонд имеет очень большую роль социальную, воспитательную, патриотическую, я бы даже сказал, пропагандистскую. Поэтому он должен работать на благо нашего народа, детей. Эта инициатива, я считаю, прекрасная со всех сторон.
В Казахстане был принят Закон «О петициях». Они обрели законодательную форму, это не просто обращение. Сегодня петиция уже является обязательно рассматриваемым инструментом, что тоже повышает демократизацию и открытость общества, к чему мы все стремимся. Да, есть какие-то нюансы, например порог петиции, есть моменты, предположим, по отставке чиновников каких-то. Но, в целом, Закон соответствует духу нового времени. Потому что мы, общество, тоже должны сформировать своё мышление, знать, как правильно формировать петиции, как их делать так, чтобы они воспринимались по очень актуальным вопросам. Я думаю, что со временем будут, наверное, изменения в этой области. Уже сам факт, что онлайн-петиции есть, есть Закон, я считаю, что это большой скачок вперёд.
— На Ваш взгляд, какое место занимает наша страна на мировой арене?
Я скажу, что Казахстан уже достаточно прочно занимает своё место на мировой арене. Как в дипломатическом плане, так и в каких-то других направлениях. Я, буквально на днях приехал из Южной Кореи, там нашу республику знают достаточно хорошо. Например, помнят, что на наших землях у них были переселенцы, они об этом говорят, они знают наши столицы. Я помню, 20 лет назад ездил, там практически мало, кто знал Казахстан. Сейчас нас ассоциируют с Димашем, со спортсменами, знают нашего Президента. Поэтому эти шаги, они кажутся невидимыми, но они делают нас лучше, сильнее, известнее. Самое главное, конечно же, быть прочным государством на дипломатической основе, чтобы нам ничего не угрожало, дружить с соседями. Я надеюсь и верю, что наш Президент делает эти шаги для того, чтобы мы были в максимальной безопасности и жили в мире.
— Какие надежды, по Вашему мнению, казахстанцы возлагают на Президента в период его семилетнего правления?
Семь лет, конечно, большой срок. Сегодня время так быстро меняется, поэтому очень трудно сказать, что будет через семь лет. Но уже сегодня, я надеюсь, эти инициативы будут делать нашу жизнь лучше, менять её. Реформы, всё во благо народа делается, во благо людей, нашего общества. И я не вижу инициативы, которая была бы против народа, антинародная. Все инициативы: законодательные, общественные, политические, являются выверенными, точными и отвечающими чаяниям народа. Власть сегодня смотрит на народ. Нам, обществу, тоже нужно меняться, не только власти и государству. Мы должны стать мощной нацией, постоянно заниматься своим образованием, духовным совершенствованием. Власть зависит от нас, потому что власть и есть народ, часть нас. Сама по себе она не может существовать. Поэтому я большую надежду возлагаю на наш народ, общество, умы.