Начало масштабной работы
Подготовку к внедрению трехъязычия в Казахстане многие эксперты (в том числе и зарубежные) уже назвали «одной из важнейших социальных реформ». О масштабе начавшейся работы можно судить по следующим цифрам.
Всего с 2013 года было проведено множество мероприятий по разным направлениям.
- С сентября 2013 года в детских садах республики осуществляется интегрированное ведение занятий и свободной деятельности детей с использованием трехъязычия;
- во всех дошкольных организациях создана предметно-развивающая среда для погружения в трехъязычное пространство;
- в системе среднего образования в рамках трехъязычного обучения 2013-2014 учебном году было введено изучение английского языка с 1-го класса, в 2016-2017 учебном году эти учащиеся закончат начальную школу;
- в 2016-2017 учебном году, начиная с первого класса учебного года, английский язык будет изучаться с увеличением на 1 час. Так, в первом классе отводится 2 часа в неделю, а в последующие годы во втором, третьем, четвертом классах – по 3 часа;
- с 2018-2019 учебного года, начиная с 6 класса, «История Казахстана» будет изучаться на казахском языке, «Всемирная история» — на русском языке во всех школах страны, независимо от языка обучения;
- с 2019-2020 учебного года в старших классах на английском языке по выбору школы начнут изучать предметы «Информатика», «Химия», «Биология», «Физика»;
- в системе высшего образования внедрена уровневая модель изучения языков в соответствии с международными стандартами. Утверждены новые типовые учебные программы по дисциплинам «Казахский язык», «Русский язык» и «Иностранный язык»;
- в 20-ти Назарбаев Интеллектуальных школах и в 30-ти Казахско-турецких лицеях внедряется трехъязычное обучение.
Родители говорят «За!»
Большинство родителей в Казахстане все же поддерживают внедрение трехъязычного обучения в школах, — отмечает Кapital.kz. Мнение родителей о переходе на новую модель обучения и уровень подготовки школьников изучил Исследовательский институт «Общественное мнение».
В социологическом исследовании приняли участие 1055 учащихся 9 и 11 классов (66% с казахским языком обучения, 34% – с русским) и 1000 родителей по всей стране (город – 53,5%, село – 46,5%).
«За» высказались 66% родителей, при этом 81% отметили, что хотят, чтобы их дети знали именно английский язык
Одобрили реформу в основном жители центральных (86%) и южных (69%) регионов. Большинство несогласных выявлено на севере республики (51%). Основными причинами, против данного нововведения они называют неготовность кадрового потенциала и тот факт, что не создана нормативно-правовая и учебно-методическая базы.
Качеством обучения иностранным языкам в казахстанских школах полностью удовлетворена половина опрошенных, остальные довольны частично, а негативное отношение выразили только 6%. Больше всего неудовлетворенных уровнем подготовки оказалось в северном регионе страны (69%). Тем временем каждый второй родитель из ЮКО сказал, что с этим предметом в его школе все в порядке.
Чтобы улучшить языковую подготовку своих детей, 34% родителей отправляют их на курсы, нанимают репетиторов. Так чаще поступают жители СКО и Восточного Казахстана.
Казахский язык стремятся подтянуть чуть более 8% школьников, 9% учеников получают дополнительные уроки по русскому языку
Наиболее престижным для себя языком школьники называют казахский (45%), русский и английский – по 26%, а 1% респондентов даже отдали приоритет китайскому. За государственный язык в основном голосовали ученики в западном (57%), южном (45%), северном (45%), восточном (43%) регионах. Половина опрошенных родителей также уверены, что самый престижный – это казахский язык, а вот в отношении английского мнение детей и родителей разделилось, приоритетным иностранный язык назвали лишь 16% взрослых казахстанцев. Русский – самый престижный по мнению чуть более трети родителей, и в основном, это жители Восточного и Северного регионов.