Видов камшы очень много. Камшы делают в основном из тобылгы, рогов и из кости. Тобылгы — это кустарник с очень крепкой древесиной багрового цвета. Люди верили, что этот кустарник отпугивает злых духов. Это можно увидеть в различных сказках и мифах казахов. А плеть делали из сыромятной кожи. И чем богаче был человек, тем декоративнее был камшы.

У казахов много видов камшы и в разных регионах она имеет свои особенные отличия. Например, ат камшы, дыр камшы, дырау камшы, дойыр камшы, доре камшы. Все эти названия зависят от толщины плетения. Сарыала камшы, белеу камшы, курау камшы, орама санды камшы, мыс сапты камшы — так называют по виду. Киели камшы, касиетті камшы, шашакты камшы, бала камшы, шыбырткы камшы — так разделяют их по хозяину.

«Шыбыртқы қамшы» – камшы, сплетенная из 3-4 ремешков, использовалась при верховой езде.

«Сүндет қамшы» – когда мальчику совершают обрезание (сүндет), его отец, родственники дарили ему камшы с рукояткой из таволги, длиной в 4 тутама (тобылғы сабы төрт тұтам қамшы).

«Бәйге қамшы» – «камшы для байги и скачек лошадей». Длина рукоятки ее в 4 тутама (т. е., примерно от локтя до мизинца), а толщина рукоятки – с мизинец руки наездника (шабандоз). Перед началом скачек, шабандоз произносит слова следующей магической клятвы (серт): «Шаба алмасам маған серт, шаба алмаса астымдағы атыма серт, шаптыра алмас ақолымдағы қамшыға серт!» («Если сойду с дистанции – я виноват, пусть меня настигнет позор, если не выдержит конь – то конь виноват, если конь не получит достаточного подстегивания – то камшы в моей руке виновата!»).

Көкпар камшы
Көкпар камшы ©expo2017culture.kz

«Көкпар қамшы» – камшы участника кокпара. Ее рукоятка длиной всего в три тутама и толстая. На камшы не должно быть никаких металлических накладок, украшений, чтобы не поранить самого кокпаршы и его соперников. Перед игрой кокпаршы произносит магическую клятву: «Атыма – айбат, тақымыма – қуат, қамшыма – жігер бер!» («Да придаст Создатель коню моему – ярость, мне – мощь и силу»).

Дойыр камшы
Дойыр камшы ©el.kz

«Дойыр қамшы» – боевая камшы со свинчаткой. Длина рукоятки – 5 тутамов, и рукоять и плетка значительной толщины. У этой камшы тоже есть слова магического заговора. Перед охотой или сражением, поединком батыр произносить: «Дойыр қамшым доңыздай болсын, ауырлығы қорғасындай, мықтылығы емендей болсын. Білек күшіме қуат қосып, жауым әрдайым құлап жатсын, халқым жеңіске жете берсін!» («Пусть толщина моей дойыр-камшы будет как шкура и щетина кабана, тяжесть как у свинца, прочность как у дуба! Пусть сила и мощь моей руки день ото дня крепнет, враги мои всегда будут повержены, а народ мой всегда побеждает!»)

«Неке қамшысы» – свадебная камшы. Жигит перед свадьбой должен выбрать себе күйеу жолдас, и сообщает об этом своим друзьям. Друзья его в тайне собираются вместе и складывают в кучу свои личные камшы, затем зовут жениха и тот выбирает из кучи самую понравившуюся ему камшы; и владелец этой камшы становится дружкой жениха. А камшы становится собственностью жениха.

«Соп қамшы» – камшы для понукания запряженных в арбу быков или лошадей. Рукоятка из таволги длиной в 4 тутамов, длина плетки – 25 тутамов (около 2,5 м); дополнительно к концу плетки приплетался единственный кожаный шнур длиной в 4 карыс (один карыс около 18 см), т. е. общая длина плети со шнуром достигала 2,5 кулаш (құлаш – мера длины, равная расстоянию между концами вытянутых в разные строны рук).

«Үйір қамшы» – камшы для табунщиков, пасущих лошадей (үйір – косяк, табун лошадей). Подобная камшы для верблюдов называлась шыбыт қамшы.

Ноғай камшы
Ноғай камшы ©kitabhona.org

«Ноғай қамшы»– ногайская камшы (русское «нагайка» произошла от этого слова и от этого этнони- ма). Состоит из двух рядом расположенных плетей с единым концом; для утяжеления, вдоль плеток располагались кисточки.

«Баптау қамшы» – камшы для тренировки скакуна. Чтобы не испугать необъезженного коня взмахами обычной гибкой камшы, баптау камшы имеет жесткий срединный шнур, изготовленный из необработанной шкуры. Камшы получается прямой и твердой как сабля. Подобную камшы русские называли «хлыст».

Аңшы камшы
Аңшы камшы ©argymaq.kz

«Аңшы қамшы» – охотничья камшы. Длина рукоятки 5 тутамов, длина плетки со свинчаткой – 12 тутамов. Охотник-всадник перед охотой произносил магическую формулу: «Алдымдағы қасқырға айбат ердегі қанжығама байлат!» («Да буду я грозен перед волком, да привяжу я добычу к луке седла!») В момент настигания добычи: «Түзу тигізу маған міндет, ұшындағы қорғасын саған серт!» («Верно нанести удар – зависит от меня, твоя участь – получить удар свинчаткой!»)

Такие разновидности камшы, как дойыр қамшы, аңшы қамшы, барымта қамшы – называли также общим «Барымта қамшы» – камшы участника барымты. Длина рукоятки из таволги – 6 тутамов, толстая плетка – 10 тутамов, конец плети также очень толстый и длинный. В момент тесного контакта, силового соперничества, схватки двух жигитов-всадников (один из которых, барымташы, пытается силой и хитростью угнать чужой скот, второй же, хозяин скота, всеми силами пытается воспрепятствовать этому) страсти накаляются до предела, в ход идут дубинки-палицы (шоқпар, сойыл) и мощные камшы. Этой камшы, искусно пользуясь, можно было отбиться от нескольких противников, нейтрализовать их, посшибав их с коней.

Сарыала камшы
Сарыала камшы ©jasqazaq.kz

«Сарыала қамшы» – камшы верхнюю часть рукояти которой покрывают латунью, а остальную часть обвивают латунной проволокой желтого цвета. Казахи верили, что среди кнутов особой магической силой обладают желтые латунные плетки с рукояткой из таволги. Наши предки считали, что «сатана боится желтой камшы».

У этого инструмента есть много функции. Во-первых, камшы используется как для того чтобы погонять лошадей. Затем выступает в роли кнута. А в 19-20 в. были и другие функции камшы. Она была орудием власти.

Национальные обычаи связанные с камшы

Камшы – имущество выполняющая несколько функций, которое занимает особое место в быту и культуре казахского народа. Например у нашего народа есть традиция «камшы кайтару». Названной традицией придерживаются во время сватовства. Отец выбирающий невесту для сына, посвящает аксакалов аула и родственников в это не простое дело. Они же указывают где и у кого есть девушка на выданье. Конечно же учитывается то обстоятельство, что будущие сваты должны быть достойны по происхождению и это естественное желание каждого. Отец джигита вместе с уважаемыми людьми прибывают к отцу девушки. После угощения отец джигита перед отъездом вывешивает камчу на кереге (часть юрты)отец девушки после знакомства с гостями поняв намек должен дать соответствующий ответ. Если девушка помолвлена ранее или же родители не желают выдавать дочь то отец девушки возвращает камчу хозяину. Отсюда и название традиции «қамшы қайтару». Отец джигита не обижается отказу.

Камшы
©jas.kz

В доме или юрте плетка должна висеть в сложеном виде, ибо если она висит плетеной частью вниз, означает, что хозяева не имеют детей, поэтому поднимать эту тему за разговором не следует.

Входя в юрту или находясь не в седле, следует держать камшы в правой руке, вдвое сложенной, не размахивая ею («үйге кіргенде қолына қамшы сілтей кірмейді»). Распущенная во всю длину камшы в руках человека – знак враждебности или признак его неотесанности, грубости.

Показывать кому-либо направление дороги или указывать на какой-либо объект в степи, всаднику следует не рукой, а сложенной камшы.

Раньше кочевник входил в чужую, незнакомую юрту без камшы в руках, если кто-либо представал перед султаном с камшы в руках, то султан мог в качестве платы за провинность забрать у него коня.

Бии во время собраний, судебных процессов, вытащив камшы из голенища сапога, бросали ее перед собой поперек, давая знак, что просят, требуют слова для выступления. Образ настоящего жигита немыслим без камшы. Появление жигита среди девушек с особо выделанной, либо искусно изукрашенной камшы сразу повышали его статус, положение, мужественную притягательность.

Нельзя плетью бить землю, детей, уык, босага, войлок.

Особо сильной в магическом отношении считалась плеть покойного отца или деда, из-за чего ее подвешивали на почетное место вверху либо на настенный ковер – тускииз. Такая плеть выполняла роль действенного оберега.

При трудных родах над женщиной подвешивали плеть уважаемого человека, что должно было обеспечить благополучный исход.

Недостойно чести джигита потерять плеть с инкрустацией из серебра, которую заказывал его отец или дед искусному умельцу. По обычаю, после завершения работы, шебер надевал петлю рукоятки на руку юноши и давал благословение – бата.

И наверное поэтому, в любом доме казахов, пусть в городе, пусть в ауле, можно встретить «камшы», который висит в видном месте и является реликвией семьи.

Список использованной литературы:

  1. Кенжеахметулы С.«Культура и быт казахского народа»
  2. Журнал «Дәстүр», №6(37) ноябрь-декабрь, 2014 год.
  3. Madenimura.kz
  4. «Modern Nomads» #16 (04.08.2016) — Kazakh TV

Материал подготовлен общественным объединением  “Қазақ интернеті” по заказу Управления по делам религий города Алматы.