— Как вы оцениваете работу системы здравоохранения в сложившейся санитарно-эпидемиологической ситуации в стране?

— Сегодня, когда в стране создан оперативный штаб и введен режим ЧП, мы должны четко и неукоснительно выполнять все предписанные меры по борьбе с коронавирусом.  В каждой стране складываются свои особенности распространения и протекания заболевания, которые зависят не только от системы здравоохранения, но во многом от образа жизни, традиций, привычек, жизненного уклада. И все это потребует изучения и оценки, как в каждой отдельно взятой стране, так и на международном уровне. Мы не знаем, когда и как закончится пандемия. Все зависит не только от усилий медиков, но и от нас. Сейчас это глобальная проблема. В каждой стране есть выработанная система борьбы с коронавирусом и нам необходимо следовать ей, придерживаться строгой дисциплины.

Пандемия коронавируса в разных странах протекает по-разному. Но есть нечто общее, на что я хотела бы обратить внимание. Самые тяжелые формы течения болезни, вызванной коронавирусной инфекцией, и высокая смертность наблюдаются среди пациентов с сопутствующими хроническими болезнями сердечно-сосудистой системы, хроническими заболеваниями легких с обструктивным синдромом, сахарным диабетом, т.е. среди той категории больных, которые страдают хроническими неинфекционными заболеваниями, вызванными такими поведенческими факторами риска, как неправильное питание, вредные привычки, малоподвижный образ жизни. Поэтому уже сейчас ясно, что основной акцент в профилактике должен быть сделан на снижение вреда от факторов риска неинфекционных заболеваний. Снизить риск развития неинфекционных заболеваний возможно, влияя на образ жизни человека, путем коррекции его поведения через предложение менее вредных альтернатив. Пандемия выявила актуальность этой стратегии и необходимость внедрения принципов концепции снижения вреда, которая направлена на уменьшение негативных последствий, связанных с различными небезопасными вариантами поведения человека, такими, как чрезмерное употребление алкоголя, наркомания, малоподвижный образ жизни, курение, неправильное питание и ожирение.

— Почти год идет обсуждение «Кодекса о здоровье нации», неоднозначно кодекс воспринимается общественностью, очень много критики и в адрес министерства здравоохранения. Вы являетесь членом рабочей группы по обсуждению данного Кодекса. Продолжаются ли заседания рабочей группы?

— Работа продолжается по сей день. В начале марта состоялось первое чтение Проекта Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения», разработанное министерством здравоохранения РК с целью построения новой, усовершенствованной модели здравоохранения для обеспечения доступности, качества и эффективности медицинских услуг. Но общественники не согласны со многими вопросами, которые выдвинуты министерством. Я также считаю, что Кодекс необходимо доработать. В связи с этим я написала письмо на имя спикера Мажилиса Парламента РК господина Нигматуллина Н.З. с просьбой рассмотреть возможность принятия решения о приостановлении рассмотрения проекта Кодекса до стабилизации ситуации, связанной с пандемией нового коронавируса COVID-19. На мой взгляд, Кодекс до сих пор воспринимается обществом с большой долей критики, и кажущийся в настоящее время спад критических настроений вызван пандемией. А исключение гражданского общества из процесса обсуждения Кодекса может стать причиной конфликтной ситуации в будущем.

На сегодня проведено 24 заседания рабочей группы, всего к депутатам по кодексу поступило 791 предложение. Из них около 600 приняты, примерно 200 находятся на доработке. В рабочую группу еще продолжают поступать предложения.  Я считаю, что после карантина надо будет делать оценки и выводы. И, возможно, тогда наступит время переосмысления, и система здравоохранения будет в силах заработать по-новому. Считаю, что доработка Кодекса действительно необходима.

Пандемия коронавируса – серьезный экзамен для нашей системы здравоохранения, в результате которого будут выявлено множество неучтенных Кодексом вопросов, требующих системных изменений, как с точки зрения ресурсов, так и готовности системы здравоохранения и общества к вызовам такого масштаба. Опыт борьбы с пандемией может по-новому высветить некоторые положения, вызвать пересмотр отношения по ряду вопросов.  Вполне возможно, что и в самом обществе произойдет переоценка отношения ко многим спорным моментам, например, по вакцинации и пр.

Бахыт Туменова
Бахыт Туменова. Фото: ОФ «Аман-Саулык»

— По вашему мнению, чрезвычайное положение, объявленное в стране в связи с пандемией, выявило недостатки системы здравоохранения?

— Я уверена, что пандемия коронавируса выявила проблемы, причем не только в нашей стране, но и во всем мире. И в первую очередь — проблему острой нехватки медицинских кадров на национальном и мировом уровне. Я бы также отметила необходимость пересмотра отношения общества к медицинской профессии в целом, достойной оплаты их труда. Сегодня медицинские работники на переднем крае борьбы с пандемией, они трудятся день и ночь, подвергают себя опасности.  На примере этой пандемии мировое сообщество должно задуматься и сделать выводы.  Что касается Казахстана, у нас было в запасе почти два с половиной месяца. Если вспышка вируса началась в Китае в декабре, то к нам она пришла в середине марта, чего, собственно, мы и ожидали. Возможно, мы не были достаточно готовы, население до конца не верило в распространение коронавируса в Казахстане. Самое главное, что введение режима ЧП и жесткие меры по самоизоляции помогают держать ситуацию под контролем.