Процесс эволюционного развития как постоянного процесса модернизации человечества начался со времен первобытного строя, порядка 2,8 миллионов лет назад. Австралопитеки были наделены мозгом современных людей, научившись добывать пропитание, охранять район проживания, создавая укрытия для ночлега. Архантропы, получив первичные гоминидные признаки, получили навыки охоты и собирательства. Палеоантропы обзавелись тюнингованным строением и «приручили» огонь, открыли принцип обработки камня, освоили приемы дистантной охоты. Неандертальцы, разработав причинные связи, стали более высокоинтеллектуальной формой людей. И уже человек разумный как человек современной анатомии создал «железную птицу» – самолет; изобретение передачи информации по воздуху – радио; глобальную информационную сеть – интернет; двигатели внутреннего сгорания – автомобили, комбайны, экскаваторы; антимикробный препарат – пенициллин. То есть своего рода процесс модернизации человека берет начало с самого происхождения разума и сознания.

Понятие «модернизация»

Что касается современного понятия модернизации, то статусные теоретики объясняют его как ограниченный во времени процесс сокращения технологического отставания страны от группы развитых государств Запада, принятых за образец. В Казахстане же модернизация считается экзогенной, то есть мотивированной внешними по отношению к государству факторами.

Модернизация в Казахстане

При этом модернизацию считают комплексным процессом, включающим сдвиги в экономической, политической, социальной и культурной сферах. Две первых в стране реализовывались с самого начала обретения независимости страны. Новомодное слово стало главным в казахстанском политическом словаре благодаря программам модернизации республики: Первая – переход от плановой экономики к рыночной после развала СССР в 1991-1997 годы, Вторая – выход в 50 конкурентоспособных экономик мира в 1997-2016 годы и Третья модернизация Казахстана объявленная в 2017 году и до сегодняшнего дня. Цель – глобальная конкурентоспособность, устойчивое продвижение в число 30 передовых стран. А вот о последних – социальной и культурной модернизации – правительство заговорило в 2017 году после стратегической статьи «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».

По сути социальная модернизация – это процесс создания общества модерна. И это однородное и социально солидарное сообщество культурных людей предполагает формирование так называемых «социальных машин» – систем социализации гражданина и социальной коммуникации. Та социалистическая модель модернизации, в течение которой казахстанское общество оформилось в виде суверенного государства СССР прошло: мы миновали ликвидацию безграмотности, рост образовательного и профессионального потенциала населения, заложили основу добывающей и легкой промышленности, преобразовались в социокультурном пространстве. Эту начальную стадию модернизации мы преодолели за исторически короткий отрезок времени прошлого столетия.

Сегодня же, в 21 веке, модернизация несет иной характер. Казалось бы, мы успешно реализуем процессы модернизации экономической, технологической и политической, но и они не достигаются без той же культурной модернизации. Так, культура для экономики не менее важна, чем экономика для культуры. При этом под культурой в этом случае следует понимать ценности и поведенческие установки, которые лежат в основе экономического поведения больших групп населения.

Сейчас модернизация в Казахстане – это прежде всего обновление государства; модернизация сознания – обновление внутреннего восприятия на события внешнего мира. Нам, как и всем странам постсоветского пространства, необходимо двигаться в направлении зрелой модернити – сформировывать открытое общество, поднимать промышленное производство, благосостояние народа, укреплять основы развитой представительской демократии, гарантий прав и свобод казахстанцев.

Модернизация стран мира

Модернизация процесс не одного дня, он коснулся всего мира, каждое государство при этом подходило к этому по-разному. В отдельности стоит обратить внимание на «тигров Юго-Восточной Азии» – Япония, Южная Корея, Сингапур, Гонконг и Тайвань. Эти страны впервые смогли показать миру, что эффективная модернизация может серьезно отличаться от американских образцов невзирая на то, что любой апгрейд всегда проводился в тесном взаимодействии с США. Эти страны имея отличные друг от друга модели политической модернизации, уже на тот момент успешно развивали эффективную экономику, органически сочетавшуюся с так называемой «азиатской системой ценностей».

Начнем с Японии, когда в 1860-ых годах при еще феодальном строе император Муцухито достиг модернизации сознания японцев путем распространения идеологии либерализма и индивидуализма, заменив дикие обычаи на «простые законы природы». Пак Чон Хи, президент Южной Кореи и архитектор Чуда на реке Ханган после военного переворота середины уже 20 века нашел решение вопроса в культивировании западного индивидуализма, привлек японский и американский капитал, особо развивал образование и технологии. Ли Куан Ю, великий реформатор, автор сингапурского «экономического чуда», модернизировал страну путем обеспечения граждан жильем, роста жилищного строительства, создания законодательной реформы. Провозгласив равенство закона, реформировав систему образования, сделав английский язык государственным наряду с китайским, тамильским и малайским, первый премьер-министр страны вытащил Сингапур из списка стран третьего мира в первый. Рецепт Китая под руководством Дэн Сяо Пина заключался в провозглашении конца культурной революции, синтезировании марксизма, капиталистических методов в экономике и конфуцианских представлениях о построении общества «малого благоденствия». Именно Дэн, никогда не занимавший пост руководителя страны, но фактически руководящий ею объявил модернизацию с китайской спецификой, призвал правительство и граждан «раскрепостить сознание», освободившись от господствовавших догм. Чуть позже, начиная с 1990-ых годов уже Китай и Индия доказали, что экономическую модернизацию можно проводить с опорой на традиционные особенности культуры.

В нашей же стране верно поставлен вопрос, что модернизация требует примирения различных полюсов национального сознания – модернизма и консерватизма. Впрочем, этот же синтез в перспективе необходим и всем постсоветским странам, а Казахстан может стать неким полигоном где этот синтез будет апробирован для других стран ЕАЭС. Нурсултаном Назарбаевым уже выбран конкретный план по модернизации населения, его сознания и государства в целом. Это принципы конкурентоспособности, прагматизма, сохранения национальной идентичности, культ знания, эволюционное развитие страны и открытость сознания. Эти шесть задач будут способны решить граждане нового типа: динамичные казахстанцы с уверенной жизненной позицией, чтящие свои традиции, но при этом открытые для инноваций.

Когда уже поставлены четкие цели, уже нельзя будет делать вид, что модернизация — это временная забава или приключение, политическая игрушка правительств. Модернизация – это обновление страны, индивидуумов, выход из деградации. Пора уже нам действовать не на идеологию, а на результат.