Национальным оператором АО «НК «ҚазАвтоЖол» был проведен детальный анализ, по итогам которого было принято решение о вводе в эксплуатацию семи новых участков платных автомобильных дорог.
В рамках реализации госпрограммы «Нұрлы-жол» на 2020-2025 годы платными станут:
- Нур-Султан — Павлодар;
- Шымкент — граница Узбекистана (на Ташкент);
- Щучинск — Кокшетау;
- Капшагай — Талдыкорган;
- Шымкент — Тараз;
- Тараз — Кайнар;
- Шымкент — Кызылорда.
Данные участки оснащены всем необходимым оборудованием системы взимания платы. Платность на участках первой технической категории планируется к внедрению с 1 ноября, при этом в тестовую эксплуатацию данные участки планируется сдать к 1 октября.
Тестовая эксплуатация включает в себя комплексную проверку инфраструктуры системы взимания платы перед вводом в промышленную эксплуатацию с целью контрольной проверки работы алгоритмов, отладки программ и технологического процесса обработки данных в реальных условиях.
АО «НК «ҚазАвтоЖол» совместно с Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК принято решение о внедрении «открытой» системы взимания платы.
«Открытая» система взимания платы подразумевает полное отсутствие шлагбаумов на платных участках. Проезд автомобилей будет фиксироваться на контрольных арках при помощи специальных камер и оборудования. Главным преимуществом данной системы является соблюдение автомобилями скоростного режима в виду отсутствия заторов/очередей на дорогах (в сравнении с шлагбаумной системой).
Для оплаты за проезд по таким дорогам предусмотрено более 20 вариантов пополнения счета на государственный номер автотранспорта, а также предусматривается клейка специальных меток (RFID метки), сигнал с которых будет считываться на контрольных арках, и с которых будет списан баланс в счет оплаты за проезд.
Отмечается, что ставки за проезд по платным участкам I категории с 2013 года не изменились (с момента внедрения первого платного участка Нур-Султан — Щучинск), и останутся на прежнем уровне.
Кроме того, в настоящее время АО «КазДорНИИ» разработана методика определения тарифа для дорог II и III категорий, которые будут значительно ниже действующих тарифов. Данный нормативный документ находится на согласовании НПП «Атамекен» и профильных ассоциаций.