Многими экспертами в области интеллектуальной собственности, политиками
и экономистами не раз отмечалось, что конкуренция государства зависит от его способности развивать образование, науку и культуру, активно участвовать в научно-техническом прогрессе. Соответственно, эффективная система защиты прав интеллектуальной собственности является одной из составляющих, необходимых для полноценного развития той или иной страны.
Сегодня по поручению Главы государства создаются максимально благоприятные условия для развития казахстанского бизнеса, главным образом малого и среднего.
В данном вопросе немаловажную роль занимают вопросы охраны и защиты интеллектуальной собственности, поскольку из-за распространения контрафактной продукции, «серого импорта под угрозу ставятся целые отрасли экономики
и предпринимательства, специализирующиеся на производстве наиболее популярных
и пользующихся у потребителей повышенном спросом товаров, к примеру, бытовая химия, моющие средства, автомобильные запчасти, средства мобильной связи и электроники, одежда мировых брендов, часы и прочее.
К сожалению, потребители, чаще всего приобретая тот или иной товар в торговых центрах, особенно на торговых рынках (так называемые бывшие «барахолки») не обращают внимания на его качество, поскольку в первую очередь потребителя привлекает наименование товарного знака (бренд), и, соответственно, цена товара, которая в одном торговом центре может быть одна, а в другом — значительно выше или ниже, а на торговых рынках, где идет реализация товаров из «Поднебесной» (Китай) в разы ниже, так как, там идет реализация «реплик» и контрафакта популярных брендов. Потребитель, не имеющий возможности приобрести товары известных марок, зачастую вынужден приобретать недорогую подделку.
Распространение контрафакта оказывает негативные последствия как на потребителей, так и на производителей оригинальной продукции, поскольку последние не только несут убытки, но и теряют свою репутацию.
В целях недопущения распространения на рынке Казахстана поддельных товаров государством при участии правообладателей, представителей бизнеса и других заинтересованных лиц принимаются меры по совершенствованию законодательства в сфере интеллектуальной собственности и правоприменительной практики.
Так, с 1 января 2015 года введен в действие новый Кодекс Республики Казахстан
«Об административных правонарушениях».
Согласно статье 158 Кодекса в новой редакции административной ответственности подлежат лица, незаконно использующие чужой товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара или фирменное наименование.
Законом Республики Казахстан «О товарных знаках, знаках обслуживания
и наименованиях мест происхождения товаров» установлено, что использование товарного знака или наименования места происхождения товара означает его применение на товарах
и при оказании услуг, в отношении которых они охраняются. Изготовление, применение, ввоз, хранение, предложение к продаже, продажа товара с обозначением товарного знака или наименования места происхождения товара, применение в вывесках, рекламе, печатной продукции или иной деловой документации, передача права на товарный знак, а также иное введение их в гражданский оборот также будут считаться использованием.
Таким образом, использование товарного знака любым из вышеуказанных способов без разрешения владельца товарного знака, знака обслуживания или наименования места происхождения товара будет признаваться нарушением прав на указанные объекты интеллектуальной собственности.
Следовательно, для правомерного использования товарного знака и иного средства индивидуализации необходимо соответствующее разрешение правообладателя путем заключения лицензионного договора и его регистрации в установленном законодательством порядке в уполномоченном государственном органе — Министерстве юстиции Республики Казахстан.
Субъектами данных правонарушений могут являться, как физические, так
и юридические лица, незаконно использующие средства индивидуализации.
За незаконное использование указанных объектов предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на физических лиц в размере тридцати, на субъектов малого предпринимательства — в размере сорока, на субъектов среднего предпринимательства —
в размере пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства — в размере ста месячных расчетных показателей, с конфискацией товаров, содержащих незаконное изображение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара
или сходных с ним обозначений для однородных товаров или услуг.
Необходимо также отметить, что согласно новой редакции статьи 158 Кодекса
об административных правонарушениях размеры штрафов для субъектов малого предпринимательства уменьшены в среднем на 50 % по сравнению со штрафами, которые были установлены старым Кодексом.
Для привлечения правонарушителя к административной ответственности, владельцу товарного знака необходимо обратиться в территориальные органы юстиции с заявлением
о проведении проверки в отношении лиц, незаконно использующих (без разрешения) его товарный знак. В заявлении необходимо описать обстоятельства нарушения, представить доказательства того, что заявитель является владельцем товарного знака, и доказательства
о нарушении его прав и имеющиеся сведения о контрафактной продукции (экземпляры контрафактной продукции, приобретенные по чеку у правонарушителя, фото, иные документы и материалы).
Уполномоченный орган обязан рассмотреть такое обращение по существу, то есть,
в случае наличия конкретных сведений и обстоятельств о нарушении, должен назначить
и зарегистрировать в территориальном органе Комитета по правовой статистике
и специальным учетам Генеральной прокуратуры проверку в порядке требований Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, и, по результатам проверки принять
процессуальное решение. В случае наличия достаточных данных, свидетельствующих
о признаках правонарушения, уполномоченный орган принимает решение о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 158 Кодекса об административных правонарушениях и составляет соответствующий протокол.
При обнаружения факта правонарушения в ходе проверки незамедлительно составляется протокол. При необходимости выяснения некоторых обстоятельств совершенного правонарушения, протокол может быть составлен в течение трех суток.
В деле об административном правонарушении владелец товарного знака будет выступать в качестве потерпевшего и соответственно иметь ряд прав, предусмотренных Кодексом об административном правонарушении, в том числе, право представлять свои объяснения
и доказательства, знакомиться со всеми материалами дела.
В рамках дела об административном правонарушении уполномоченный орган имеет право изъять или наложить арест на контрафактные товары, которые являются предметом административного правонарушения, на период рассмотрения дела в суде. По итогам рассмотрения дела изъятое имущество (контрафактные товары) может быть конфисковано судом. Конфискованные в соответствии со статьей 158 Кодекса товары подлежат уничтожению в порядке, предусмотренном статьей 795 Кодекса, за исключением оригинальных товаров с товарным знаком, нанесенным самим правообладателем,
или случаев необходимости их введения в оборот в общественных интересах.
После того, как протокол составлен, должностное лицо уполномоченного органа направляет все материалы в суд для рассмотрения дела об административном правонарушении.
Дела об административных правонарушениях рассматриваются специализированным административным судом.
Для привлечения к административной ответственности необходимо выполнение всех процессуальных действий. Кодексом об административных правонарушениях предусмотрены такие меры обеспечения производства по делу как личный досмотр
и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортных средств, изъятие вещей и документов, находящихся при физическом лице, осмотр территорий, помещений, товаров, иного имущества, принадлежащего юридическому лицу, а также соответствующих документов.
Знание законодательства, регламентирующего порядок производства по делам об административных правонарушениях, грамотное составление соответствующего протокола, соблюдение сроков составления протокола об административном правонарушении, своевременное направление протокола для рассмотрения дела — все это является необходимым условием для обеспечения законности принимаемых процессуальных решений.
В целом, необходимо отметить, что эффективная правоприменительная практика является существенным аспектом защиты прав интеллектуальной собственности и данный вопрос находится на постоянном контроле государства.
В заключении следует отметить, что в Казахстане создана хорошая нормативно-правовая база и структура государственных органов, которые позволяют обеспечивать защиту прав интеллектуальной собственности на должном уровне.