От уровня религиозной грамотности и культуры толерантности наших детей, зависит в скором будущем согласие и мир в стране. Поэтому, в первую очередь просветительскую работу необходимо проводить среди тех, кто каждый день работает с детьми. Школа порой единственное место, где дети могут получить знания о конфессиях, проникнуться ценностями светского государства. Начиная со школы необходимо говорить об опасности идей экстремизма и терроризма, формировать культуру неприятия насилия. Именно поэтому государство уделяет особенное внимание повышению религиозной грамотности работников образования. С этой целью по заказу Управления общественного развития города Алматы, общественный фонд The best center of all levels провел двухдневный семинар для руководителей школ и колледжей под названием «Практические рекомендации для работников образования по профилактике распространения деструктивных религиозных течений и формированию традиционных ценностей среди учащихся школ города Алматы». В качестве спикеров были привлечены ведущие специалисты в области религиоведения и культурологии в нашей стране: доктор философских наук, заведующая кафедрой религиоведения и культурологи КазНУ им. аль-Фараби, профессор Курманалиева Айнур Дурбелиновна и старший преподаватель религиоведения, колумнист Республиканского информационно-методического журнала «Открытая школа» Берикбаев Елнар. Оба спикера являются экспертами городской информационно-разъяснительной группы.
Специально для данного семинара была разработана программа с учетом специфики аудитории. Для слушателей были приготовлены
ситуативные задачи и наглядные пособия. После обсуждения проблемных ситуаций по каждой из тем эксперты дали свои заключения.
Первый блок семинара был посвящен разъяснению государственной политики в религиозной сфере. Слушатели были ознакомлены с текущей религиозной ситуацией в стране и в городе, Аудитории были представлены ключевые направления регулирования религиозной сферы. В доступной форме разъяснено законодательство о религии. Отдельное внимание было уделено
запрету на проведение религиозных обрядов и миссионерской деятельности на территории и в зданиях светских учреждений образования.
Вторая часть семинара была посвящена проблеме распространения деструктивных религиозных течений, идей экстремизма и терроризма. Спикеры привели примеры атак террористов по всему миру, тем самым подчеркнув глобальный масштаб угрозы. Теракты в государствах, входящих в число стран с самым высоким уровнем жизни, таких как Великобритания, Франция, Новая Зеландия, говорят о том, что главная причина распространения экстремистской идеологии вовсе не бедность, безработица и кризис. Корни терроризма гораздо глубже и сложнее – это и пробелы в воспитании, религиозная неграмотность, проблемы в личной жизни, жестокость и категоричность во взглядах, отстраненность и психологические проблемы. Но необходимо помнить, что террористами люди сами по себе не остановятся, их приводят туда через обман, манипуляции. Профессиональные вербовщики сознательно играют на слабостях и эмоциях, настраивая против власти и иноверцев. Повышение уровня религиозной грамотности и формирование традиционных ценностей в обществе – способно искоренить данную проблему. Слушателям были показаны основные методы вербовки экстремистов. Спикеры так же рассказали, как распознать и помочь подростку, попавшему под влияние деструктивной религиозной идеологии. Несколько лет назад большой резонанс вызвал запрет ношения в школе религиозной одежды. Некоторые граждане очень остро восприняли данную новость. Этим воспользовались вербовщики и заговорили о притеснении мусульман в Казахстане. Спикеры еще раз напомнили, что в данном запрете такие слова как ислам и хиджаб даже не употребляются. Это единый для всех запрет на ношение религиозной атрибутики в школах. Несмотря на это, руководители школ все еще сталкиваются с проблемой отказа соблюдения школьной формы. Бесспорно, мы должны с уважением относиться к религиозным чувствам людей и праву наших граждан на свободу вероисповедания. Государством создаются все условия для реализации данного права. Но мы должны исходить из того, что Казахстан – светское государство. В светском государстве система образования отделена от религии и носит светский характер, за исключением духовных (религиозных) организаций образования. Исходя из этого, школьная форма должна быть светской. В каждой организации существуют свои требования и правила. Собираясь в церковь или в мечеть, мы соблюдаем правила посещения: скромно одеваемся, женщины покрывают головы, стараемся говорить и передвигаться, не мешая никому, то есть подчиняемся внутренним правилам организации. Того же требует от нас и школа. Только представьте, что представители всех 18 конфессий, проживающих в Казахстане, завтра придут на уроки каждый в своей религиозной одежде. Детей ничего не должно отвлекать от учебы. К тому же, плюсы единой школьной формы очевидны. Форма дисциплинирует — посмотрите на военных, врачей, полицейских и др. Кроме того, школьная форма позволяет детям из семей с низким заработком чувствовать себя комфортнее с одноклассниками из более состоятельных в материальном плане семей, так как не все могут позволить себе каждый день менять одежду.
В ходе работы семинара от работников образования поступил ряд предложений и рекомендаций касательно религиозной сферы и образования. Все полученные пожелания переданы в компетентные органы. Одно из предложений – проводить подобные семинары для руководства школ и колледжей на регулярной основе в начале каждого учебного года. Мероприятие прошло на высоком уровне. Аудитория была активно вовлечена в обсуждение, на все вопросы были получены развернутые ответы. По окончанию семинара все участники были награждены сертификатами.
Автор: Е.Г. Берикбаев