В интервью Канат Нуртазин, художник, победитель конкурса «100 новых лиц» и лауреат премии Елорда Жастары в номинации «Современное искусство», поделился своим мнением о том, как за последние годы среди казахстанцев изменилось видение искусства и самовыражения.
Канат, как вы пришли в современное изобразительное искусство?
Я учился в Малайзии, в Куала-Лумпуре по специальности «Международный бизнес-менеджмент в IT», и до 2013 года ничего не связывало меня с изобразительным искусством и творчеством. По возвращению в Казахстан в ноябре 2013 года я занялся поиском не только работы, но и своего «я».
В это время набирала популярность социальная сеть Instagram. Я решил, что заведу страницу, но не буду публиковать селфи или фото еды. Контент, которым я захотел делиться – рисунки.
Спустя небольшое время я ознакомился с разными способами рисования, и, в первую очередь, обратил внимание на технику рисования на листьях. Процесс создания первой картины на листке – глобуса – я выложил на Instagram-страницу. Чуть позже я попробовал создать рисунки на бананах, яблоках, чайных листьях. Друзья начали делиться разными методами рисования, и как только опробованных способов стало больше 10-15 штук, я решил создать свой арт-проект. Его название – «100 методов рисования». В рамках проекта я использовал разные техники и комбинации.
Вы занимаетесь каким-то определенным методом рисования?
Я не могу сказать, что я остановился на каком-то методе рисования, потому что я постоянно нахожусь в поисках новых идей. На данный момент я испробовал 68 различных способов создания изображений. К тому же, есть несколько нереализованных идей, которые я держу на примете, но не приступил к работе над ними ввиду отсутствия времени или ресурсов.
Одним из примеров может послужить моя последняя работа – портрет Киану Ривза, выполненный флуоресцентной лентой. К сожалению, в казахстанских магазинах я не нашел этой ленты, и чтобы выполнить рисунок, мне пришлось заказывать ее из-за границы.
Сейчас я хочу попробовать нарисовать картину либо рельефной краской, либо маслом.
Помимо большого увлечения рисованием, вы также работаете в Назарбаев Университете. Можете ли вы сказать, что за последние годы молодое поколение начало чаще увлекаться творчеством?
В начале 2014 года я начал работать в Назарбаев Университете. Изначально я занимался работой со стратегическим партнером – с Кембриджским университетом. Сейчас моя специализация изменилась, и я занимаюсь маркетингом подготовительной школы и организацией вступительного тестирования.
В университете работает много творческих клубов по интересам, арт-сообществ, которые занимаются и художественным, и прикладным искусством. Ребята проводят ярмарки, иногда собирают средства на благотворительность. В целом за последние годы молодежь стала более открытой, интересующейся и творческой.
Я могу судить по своему опыту и наблюдениям. У человека всегда есть работа, куда он прикладывает свои силы, но это не мешает поиску сферы для удовлетворения творческих потребностей. Заметно, что сейчас люди сами хотят выразить свое «я», и они занимаются рисованием, созданием украшений, вышивкой, фотосъемкой, созданием роликов – области, где человек может проявить себя с новой стороны, ничем не лимитированы.
Как вы считаете, что смогло повлиять на перемены в сознании молодых казахстанцев?
Я считаю, что на этот процесс повлияла доступность информации. Казахстанцы перенимают опыт других стран, изучая их способы самовыражения. Основываясь на полученных знаниях, они находят возможность проявить свою личность.
В программе «Рухани жаңғыру» говорится о том, что нужно быть более открытым, стремиться к знаниям, не останавливаться на достигнутом и расти. Я думаю, что это правильный посыл.
Молодое поколение казахстанцев понимает это и настроено на творческое развитие. Для дальнейшего развития всего общества важно, чтобы и старшее поколение могло поддержать это желание измениться: стать открытыми и развить творческий потенциал. Если рассматривать молодежь в Алматы и Нур-Султане, то можно заметить, что они более активные и прогрессивные, чем жители регионов. Культура большого города также помогает раскрывать потенциал.
В статье Елбасы о модернизации общественного сознания большой акцент сделан на культуру и ее значимость в современных реалиях. Как вы считаете, что может помочь нашим соотечественникам обратить внимание на культурный аспект их жизни?
Помочь произойти переменам может повсеместное просвещение и модернизация сознания, культуры населения. Хочется, чтобы, вне зависимости от условий и локаций, каждый казахстанец мог найти любимое творческое дело. Возможно, толчком могут стать форумы и качественный обмен опытом.
Реализация направлений, упомянутых в статье по модернизации общественного сознания сможет помочь Казахстану стать более открытым, активными и изменит подход соотечественников к жизни и делу.
Есть ли у вас планы на ближайшее будущее по развитию современной казахстанской культуры?
У меня есть идея провести выставку изобразительных картин. Я планирую организовать мероприятие в необычном формате: создать работы с помощью флуоресцентных ленты и красок, и провести выставку в темноте. Концепция такова, что гости мероприятия придут в зал с работами, где в начале выставки будет выключен свет – для детального рассмотрения всех светящихся работ.