О том, почему не стоит недооценивать значимость исторических кинокартин, читайте в материале.

В 2017 году в свет вышла статья Елбасы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», которая положила начало большому обновлению списка приоритетов в жизни казахстанцев. Большинство из них заново оценили вес национальной культуры, казахских традиций и истории народа.

По словам Первого Президента, новая модернизация не должна высокомерно смотреть на исторический опыт и традиции. Напротив, она должна сделать лучшие традиции предпосылкой, важным условием успеха модернизации. И, написав в 2018 году дополнение к статье, Нурсултан Назарбаев обратил взор народа на важные аспекты прошлого и способы их репрезентации.

Елбасы подчеркнул, что важно заняться киноискусством, обратить внимание подрастающего поколения на историю народа, используя фильмы. Важно напомнить национальных героев, больших исторических личностей Великой степи, наглядно продемонстрировать быт кочевников.

Наши прославленные батыры, мыслители и правители достойны стать примером для подражания не только в Казахстане, но и во всем мире, — резюмировал Первый Президент.

Выводы о влиянии исторических фильмов и киноискусства в целом, которые были презентованы в статье, находят подтверждение в международных исследованиях разных стран.

Самый главный плюс подобных кинопродуктов – наглядное ознакомление с историческими деталями. Кинопроизводители и телевизионные продюсеры являются самыми влиятельными историками. Будет справедливым отметить тот факт, что в наши дни больше людей узнают историю народа из фильмов, чем из стандартных учебников истории, просто потому что фильмы проще и быстрее находят своих зрителей, чем книги – читателей.

Неоспоримо важным условием восприятия исторических фильмов является умение отличать подлинные исторические факты от визуально приятных приемов кинематографистов. Важно, чтобы гуманитарными науками, включая историю, не пренебрегали в школьных программах, поскольку они учат процессу критического мышления. В этом случае, любой человек сможет отличить художественные приемы от фактов.

В ситуации, когда человек понимает, какая часть фильма неточна, историческая кинокартина несет колоссальную пользу в создании красочных  и живых образов картин прошлого родного народа.

Так, психологическое исследование ученых из Вашингтонского университета выявило, что просмотр исторических фильмов улучшает качество восприятия информации. По словам Эндрю Батлера, аспиранта факультета психологии и искусств, когда информация в фильме соответствовала информации в тексте книги, просмотр видеоклипов увеличивал восприятие примерно на 50 процентов по сравнению с чтением книги. В случаях, когда у учеников имелись конкретные предупреждения о ложных данных, большинство смогло запомнить точную информацию, а также отметить для себя дезинформацию и воспринять её в качестве художественной вставки.

Исторические картины

Казахстанский кинематограф регулярно выпускает в прокат исторические ленты о разных периодах истории народа. Так, за последние 20 лет, как в сотрудничестве с зарубежными фильммейкрами, так и самостоятельно Казахстан выпустил картины «Кочевник», «Жаужүрек мың бала», «Дорога к матери», «Батыры», в которых продемонстрировал широкой публике эпохальные моменты истории казахов.

Мейиргат Амангельдин, актер театра и кино, также признал значимость популяризации исторического наследия.

Это составляющая нашей культуры, искусства, нации в целом.  Сохранить и приумножить, рассказать и гордиться – вот наша цель, — заключил актер.

Первым фильмом, признанным как местными, так и зарубежными зрителями была картина «Кочевник», презентованная в 2005 году. Фильм, снятый казахстанскими сценаристами и режиссерами совместно с коллегами из США и России, рассказывает историю юноши Абилмансура, который впоследствии станет великим правителем –  Абылай-ханом. Абилмансуру судьбой предначертано стать великим воином, объединить разрозненные казахские племена и навсегда изгнать из казахской степи Джунгарскую орду. Зрители смогли оценить по достоинству колоритных второстепенных персонажей, большой акцент, сделанный на быт кочевников, красивые виды степи, аллегоричность и философский посыл. В рецензиях отмечена патриотическая направленность картины, признанная его положительной стороной.

Если казахский народ испытывает национальную гордость при просмотре, то цель достигнута. Гораздо хуже, когда национальной гордости нет, — гласят отзывы на историческую драму.

Даурен Сергазин, актер театра «Жастар» и исполнитель одной из ролей в историческом фильме «Жаужүрек мың бала», поддерживает переоценку значения исторических фильмов. «Я согласен, что без прошлого нет будущего. Мы должны знать свою богатую историю. Это наше наследие. Наша задача сохранить преемственность. И исторические фильмы необходимы», — прокомментировал актер.

Картина «Жаужүрек мың бала», вышедшая в 2012 году, стала знаковой для киноиндустрии Казахстана. Вызвав шквал позитивных отзывов, картина заняла важное место в сердцах как старшего, так и младшего поколения казахстанцев. Никто не остался равнодушным, смотря фильм о легендарном войске «Мың бала».

Действие кинокартины происходит в первой половине XVIII века — в переломную эпоху казахской истории, когда в кровопролитной войне с джунгарами единство казахского народа и героизм становятся решающей силой на пути к обретению свободы. Решающей в фильме сценой становится сражение, известное в истории как «Анракайская битва».

Режиссеру удалось передать на экране всю драму и эпичность событий тех времен: честь, дружба, любовь и благородный патриотизм стали лейтмотивами этого грандиозного фильма. Что важно, фильм смог передать не только быт и культуру народа, но и динамичность степного боя, стремительного и беспощадного.

Фильм также был встречен с восторгом, как на родине, так и за рубежом. Во время 65-го Каннского кинофестиваля Пьер Спенглер, британский кинопродюсер, отозвался о кинокартине с большим интересом: «Я очень впечатлен качеством самого фильма, качеством актерской игры. Чем больше я смотрел «Мың бала», тем старательнее искал повод для себя поехать в Казахстан и самому снять фильм там». По словам казахстанских зрителей, картина породила интерес к истории родного народа, национальной культуре и обычаям.

Мировой и казахстанский опыт проката исторических фильмов показывает, что кинопродукты – это ответ на вызов современности. Именно кинокартины дают возможность погрузиться в прошлое, оценить опыт предков и актуализировать наследие. Новые компоненты общенациональной программы «Рухани жаңғыру» порождают интерес к важным этапам истории Казахстана и делают их востребованными в условиях цифровой цивилизации.а