«Взгляд в будущее: модернизация общественного согласия» это четкое видение того, «как нам вместе сделать шаг навстречу будущему, изменить общественное сознание, чтобы стать единой нацией сильных и ответственных людей», отметил тогда автор. То есть само содержание работы – видение будущего нашей страны через призму духовной модернизации. Что касается лексического состава текста, то сразу заметна новизна: термины применялись исключительно новые, а уже имеющиеся представлены в современном формате: от слов «модернизация» и «общественное сознание» до «культурной открытости» и «меритократического общества». Сегодня определения стали уже не новыми, даже популярными, тогда же для понимания послания «под ключ» приходилось заглядывать в викисловарь.

Сам документ – логическое продолжение уже устоявшейся десятилетиями системы мер модернизации политики, экономики и социальной жизни людей, но мер по-отдельности. Реформы до идейной статьи реализовывались исключительно на экономической стороне с техническим прогрессом и экономическим ростом либо с акцентом только на социальные меры. Сегодня же развитой страной принято считать просвещенную на новые гуманитарные решения и образование и духовное просвещение. Все послания президента до 2017 года были сконцентрированы на одной конкретной идеологии: в 1997 году – процветание, улучшение благосостояния; в 1998 – программа демократизации, политических реформ; 1999 год – собственная безопасность; в начале 2000-ых единство, сила Закона, патриотизм; 2010-ые – мир и созидание, баланс между экономическим успехом и обеспечением общественных благ.

Однако в 2017 году вышел сразу ряд статей Назарбаева, образующих своего рода триаду президентских текстов: послание «Третье модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» от 31 января, проект Конституционных изменений по перераспределению полномочий между ветвями власти от 31 мая, и статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» от 12 апреля. Как раз это триединство и образовало единую идею по глобальному развитию страны, став наконец тем стартом изменения «модели сознания и мышления», плоды которой мы пожинаем.

Возвращаясь к основной мысли, важно отметить те шесть направлений модернизации. Каждое из которых уже было актуально в Афинах и Риме 3 века до н.э., в Англии 17 века, и актуально сейчас, в Казахстане 21 века. Разберем, действительно ли каждое из признаков своевременно сегодня 3 года спустя.

Конкурентоспособность. Мы видим, глобальная конкуренция становится жестче, на рынке труда открытого мира нам нужно быть готовыми к этому. Обучиться навыку это научиться выигрышно предлагать не только материальный продукт, но и знания, интеллектуальные продукты и услуги. Согласно Глобальному индексу конкурентоспособности, определяющему страновую и национальную конкурентоспособность по 103 показателям эффективности, Казахстан за 2019 год занял 55 место, опередив все страны СНГ кроме России.

Прагматизм есть основа предыдущего качества – конкурентоспособности. Именно этот признак, детально и поэтапно заданный в Стратегии «Казахстан-2050», доминирует в архетипе экономически процветающих Германии и Сингапуре и может стать национальной чертой нашего народа.

Нельзя не отметить популярность прагматизма как «параметра счастья» в последние годы в Казахстане. Это создание Нацфонда, помогшего стране пережить два мировых и сегодняшний коронавирусный кризисы с минимальными потерями. Это утверждение в марте обновленной Концепции внешней политики РК на 2020-2030 годы, согласно которой многовекторность и прагматизм эффективнейшее решение для системного продвижения международных инициатив. Это меры и реформы республики, приближающие экономику к идеальному состоянию. Так, согласно вышеуказанному рейтингу ВЭФ, самыми сильными сторонами Казахстана являются гибкий рынок труда – 25 место с улучшением на 5 позиций в сравнении с 2018 годом и стабильная макроэкономическая ситуация – 60 место с улучшением на 2 позиции. Только три эти пункта уже есть основные проявления макроэкономического прагматизма страны.

Сохранение национальной идентичности. В стратегстатье прямо говорится –необходимо сохранить национальную идентичность, не растворившись в потоке глобальных поведенческих моделей, нужно отсеять богатство духовной культуры от архаичных стереотипов. Эти основные стратегии национально-государственного   строительства и ему доминирующие модели обозначаются в Казахстане почти во всех документах. Последнюю 10-летку страна расширила свою идентичность, совмещая западные и исламские ценности, западные и восточные формы экономического и финансового развития. Но в то же время у нас существуют две национальные идентичности, отвечающие различно на вопрос «Кто мы?». Одна из них определяется как казахская, поскольку опирается на определение «мы – казахи»; вторая – как казахстанская с формулой «мы – казахстанцы». Так, наряду с расширением содержания традиционной идентичности, в стране наблюдается проблема изменения сознания и сохранения внутреннего ядра национального «я», которую мы должны решить.

Культ знания: мы наблюдаем снижение востребованности некоторых отраслей, увеличение списка исчезающих профессий, смена сферы деятельности станет единственным решением. Молодежи нельзя будет надеяться на социальный лифт, где поднимаешься одним нажатием кнопки без инвестиций в себя. Вместо этого должна быть лестница, где поднимаешься вверх собственными усилиями и высоко. Для этого культ знания должен стать всеобщим: не только в школах и вузах, но и детсадах и внутри семей. Международные эксперты ВЭФ уже определили 10 профессиональных навыков, которые будут актуальны уже через 3-5 лет. Навыки распределены на 2 группы: первая – способность быстро думать, видеть суть, находить решение проблем, генерировать новые идеи; вторая – умение правильно общаться с людьми, понимать их и служить им. Это считается важнейшими чертами успешного человека ближайшего будущего, к которым нужно стремиться.

Эволюционное, а не революционное развитие Казахстана. Со дня радикальных перемен в Евразии в октябре 1917 года прошло уже 103 года. После, весь 20 век прошел под знаком революционных потрясений. Были, конечно, определенные плюсы и модернизация, но была модернизация территории, а не нации. Сегодняшняя эпоха революций не прошла, но ее характер изменился. Это был огромный урок гласящий: только эволюционное развитие даст нации шанс на процветание. В то время, когда революция сопровождается бедствиями и иллюзиями прогресса, эволюция создаст последовательное развитие народа. Этого курса и нужно придерживаться.

Открытость сознания. Нам нужно прийти к пониманию того, что процессы, происходящие внутри страны, так или иначе связаны с большим миром. Наше массовое сознание не должно оставаться в «домашних рамках». В пример можно привести ту же глобальность английского языка: почему 500 млн граждан Евросоюза изучая немецкий, французский, испанский, почти 1,5 млрд китайцев, индонезийцев или малайцев массово изучают его? Это не чье-то субъективное желание, а уже условие для работы в глобальном мире. Открытость и не заведомое отталкивание всего «не своего» и есть показатели открытого сознания, приведшего в успеху.

Эти шесть качеств являются практическими ориентирами на ближайшие 20 лет для воспитания не только детей и молодежи, но и каждого уже сформировавшегося гражданина РК. Нам уже заданы конкретные пути модернизации, остается принять рекомендации и начать работать над собой для лучшего будущего своего и страны.