Проект «Туған жер»

В Казахстане вопросу патриотического воспитания уделяется особое внимание. Ведь во времена СССР казахская история, традиции и язык были почти на грани исчезновения. Сейчас в Казахстане действуют проекты, которые направлены на развитие национальной культуры.

Один из них – программа «Туған жер». Ее цель – воспитание патриотизма, сохранение национального генетического кода, вовлечение общества в решение социальных проблем. Программа состоит из четырех подпрограмм. Это: «Тәрбие және білім», «Атамекен», «Рухани Қазына», «Ақпарат толқыны».

программа Туған жер

С момента реализации программы, с 2017 года, были реализованы несколько проектов. Например, в рамках краеведческой работы, во втором полугодии 2018-2019 года в школьную программу 5-7 классов введен учебный курс «Краеведение» в предметах истории Казахстана, казахской литературы, географии, музыки. Также он изучался на классных часах, внеклассных мероприятиях, музейных уроках.

В марте прошлого года создана хрестоматия «Краеведение. Она включена в перечень учебников и учебно-методических пособий. В хрестоматии описаны исторические места, сакральные памятники, уникальные места, флора и фауна Казахстана.

Помимо этого, в регионах были проведены конкурсы краеведов, экологов и натуралистов.

В рамках развития меценатства на июль 2019 года проведено 103 мероприятия. К ним были привлечены 234 мецената, которые организовали строительство и реконструкцию социальных объектов, памятников культуры.

Например, в Кокшетау многодетную семью обеспечили трехкомнатной квартирой за счет спонсорских средств. В Шымкенте построили детский сад на 120 мест. В Кызылорде построено 100 домов для нуждающихся семей. В Атырауской области при помощи меценатов построено 40 социальных объектов. Это: детские сады, дома культуры, спортивные сооружения. В районе Жалагаш Кызылординской области появился медицинский пункт. 

Поддержка национальных традиций

Проект «Туған жер» направлен не только на патриотизм, но и на сохранение традиций. Забота о родной земле, нуждающихся являются сложившимися национальными обычаями казахского народа. Все они связаны с почтением к предкам.

Например, древней традицией является обычаи «жылу». Согласно нему, оказывалась помощь нуждающимся людям. Она собиралась в виде денег, скота, вещей по решению аксакалов, авторитетных людей.

Также есть и другие примеры традиций взаимопомощи. При обряде «сыбаға беру» отдавалась часть заколотого коня или барана близким родственникам, особенно, старшего поколения. Исследователь казахских традиций Сеит Кенжеахметулы выделил несколько видов обряда. Это: «Су сыбаға» (водяная доля), «Өлі сыбаға» (мертвая доля), «Қара сыбаға» (траурная доля).

При су сыбаға – отдавалась доля при ловле рыбы. Если жители близлежащего аула поздравляли с большим уловом, то тогда их нужно было одаривать. Өлі сыбаға предназначалась для пожилых людей, вдов и сирот. Қара сыбаға отдавалась семьям, в которых недавно прошли похороны.

Также одним из обычаев взаимопомощи является «немеурин» или «жылуакан». Согласно ему, если кто-то в семье терял имущество, то ему помогали все родные.

Кроме того, распространение в степи получил обряд «журтшылык». Его суть была в том, что нуждающемуся человеку помогали в возращении долга. Для этого совет аксакалов принимал решение просить помощи у народа. Этот обычай призывал к милосердию и заботе о ближних.

Еще одна традиция для безвозмездного труда – это обычай «асар». Согласно ему, со всего аула люди собирались и выполняли вместе работу. Так, например, строили жилища, колодца и помещения для скота. Не прийти на асар считалось плохим поступком, который осуждался аксакалами. Благодаря этому обычаю даже в начале XX века построены светские школы и мечети.

Кроме того, каждый степняк обязывался помогать нуждающемуся. В случае крайней необходимости, он имел право воспользоваться лошадью своего соплеменника. Для этого специального разрешения хозяева не нужно было. Если же хозяин лошади отказывался предоставить помощь, то его подвергали штрафу и всеобщему осуждению.

Среди тех обычаев, которые сохранились до наших дней – это обычай «садака». Он преподносится вдовам, сиротам и другим нуждающимся людям. Принимающий садака, выражает благодарность семье и родным дающего. Это пожертвование считается обязанностью каждого человека.

Другой обычай взаимопомощи – это «кеусен». Этот обряд обозначает щедрость, поддержку. В случае обильного урожая земледельцы раздавали родственникам, друзьям избыток продуктов.

Влияние проекта «Туған жер» на молодежь

В программе «Туған жер» за основу взяты национальные традиции казахского народа. Проект обращает внимание на обычаи, которые формируют у общества, в первую очередь, молодежи, патриотическое отношение к своей стране. Уважение к своей земле, предкам – были основой традиций казахского народа. В современном быстроменяющемся мире, особенно, важно знать и изучать свою национальную культуру.

Поэтому в проекте «Туған жер» затронуты все необходимые сферы для развития культуры. Это такие духовные компоненты, как сохранение родного языка, забота и долг перед Родиной, ответственность за судьбу своей страны.

Основная цель проекта заключается и в популяризации Казахстана зарубежом. Ведь, если молодежь страны будет знать свою историю, традиции, то это может послужить основой их научных трудов, творчества.

Кроме того, проект может повысить интерес молодых людей в изучении истории страны, национальных героев.

Помимо этого, патриотическое воспитание может предотвратить влияние деструктивных групп, религиозных сект на общество. Для воспитания активной и мотивированной молодежи нужна активная жизненная позиция каждого человека страны.

Недооценка патриотизма, как составляющей общественного сознания, приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ общества и государства.

В условиях борьбы с международным терроризмом патриотическое воспитание должно определяться национальными интересами страны и обеспечивать активное участие общества в обеспечении ее безопасности от внешних и внутренних угроз.

Только при комплексном подходе к развитию национальной культуры можно добиться высокой социальной активности, гражданской ответственности.