Победитель проекта «100 новых лиц Казахстана» 2019 года Шакарим Сейсенбай родом из города Тараз. Окончил Таразский инновационный гуманитарный университет по специальности «Научная биология», КазГУ имени аль-Фараби – «Молекулярная биология и генетика» и Назарбаев Университет – «Управление в сфере образования». Работал преподавателем в таких школах, как БИЛ, РФМШ и НИШ. Сейчас является директором школы-лицея №54 в городе Нур-Султан.

Поговорили с ним о выборе профессии, современном казахстанском образовании, новом поколении и системе управления в государственных школах.

– Почему выбрали сферу образования?

– Моя мама – педагог. Она преподавала математику и долгое время работала директором школы. Я до шестого класса учился в обычной школе, в седьмом классе перевелся в школу для одаренных детей. В старших классах активно участвовал на олимпиадах по биологии. А также в нашей школе есть такая традиция, что старшеклассники помогают младшим по олимпиадным предметам. Мне всегда нравился процесс преподавания: благодаря тебе дети узнают что-то новое и ты являешься для них мотиватором – по окончанию школы решил стать учителем.

По окончанию школы поступил на грант в Таразский инновационный гуманитарный университет по специальности «Научная биология». В это же время руководство школы предложило остаться работать в качестве воспитателя. Во мне видели потенциал и говорили, что в педагогике важна практика – я учился и параллельно работал в своей школе.

После окончания университета перевелся преподавателем биологии в №173 лицей в городе Алматы. Через год пригласили в РФМШ, где я проработал четыре года. Параллельно обучался в магистратуре в КазГУ им. аль-Фараби по специальности «Молекулярная биология и генетика».

После магистратуры у меня был выбор – уйти в научную или в образовательную сферу. Проводил анализ системы образования и искал пути улучшения и развития себя. В итоге подал документы на магистерскую программу «Управление в сфере образования» в Назарбаев Университет. Во  время учебы поехал работать в НИШ города Тараз. Всегда видел себя в сфере образования: люблю коммуницировать с людьми, работать в обществе и видеть результат.

– Как стали директором школы?

– К 2018 году у меня накопилось 9 лет опыта работы в преподавательской деятельности. Я понял, что директор – ключевой игрок, который может менять стереотипы и внедрять изменения. После работы в лицеях и таких школах, как БИЛ, РФМШ, НИШ, хотелось реализовать свои знания и опыт в государственной школе. Их в стране больше 7000. Начал искать варианты и рассылать резюме. И тогда встретился с Нурмухаммедом Досыбаевым, который основал компанию по улучшению системы управления государственных школ Central Asian Garden Schools. После разговора, мы поняли, что сходимся во взглядах по развитию структуры управления в школах. Для реализации пилотной версии проекта по управлению выбрали школу-лицей №54 в городе Нур-Султан. Я подал заявку в городской акимат, прошел конкурс и мы заключили трехсторонний договор. Так я и стал директором школы.

– Какие планы ставили перед собой в начале деятельности на посту директора школы? И что удалось реализовать за это время?

– Как только назначили директором, поставил цель стать одной из передовых и успешных школ в столице, затем и в стране. В государственных школах пытаются внедрять систему управления специализированных школ. Но на практике это не совсем успешные кейсы – есть разница в финансировании, контингенте и учебном процессе.

Мы нацелены выработать успешную модель управления государственных школ и быть примером для других. Внедряем инновационные методы и делимся опытом. Я лично провожу мастер-классы и тренинги для директоров и преподавателей. Нашу школу уже посетили порядка 100 директоров из других городов.

– С какими трудностями столкнулись? Какие изменения наблюдаете?

– Вначале директорской деятельности столкнулся со стереотипным мышлением того, что человек моего возраста не может быть руководителем такой большой столичной школы. Люди считали меня родственником, либо племянником какого-либо чиновника. Говорили, что это временная позиция для перехода на более высокую должность и я долго не продержусь. Сложно было войти в доверие.

Как только начал работать и реализовывать задуманное на практике, постепенно находил поддержку и положительные отклики. На первых же совещаниях и собраниях говорил, что мы должны менять свое мышление, подход и модернизировать систему. Для этого требуется полная отдача, доверие и командная работа.

Не могу сказать, что все учителя разделяют мое видение – у всех людей разное мнение, многим сложно меняться и это нормально. Нужно выстраивать правильную коммуникацию и вести конструктивный диалог, а также признавать учителей. Все должны быть равными и иметь возможность высказываться, проявлять свою позицию. Только проговаривая мысли и желания, можно услышать и понять друг друга. Я придерживаюсь такой позиции и всегда открыт к диалогу.

– Чем отличаются современные дети от детей вашего поколения?

– Я сам родился в 1991 году и рос в независимом Казахстане. Тем не менее, чувствую разницу между мной-подростком и современными детьми. У нас были преподаватели советского поколения, которые придерживались консервативных взглядов. А современные дети требуют другого подхода – они раскрепощеннее и свободнее, их мышление намного прогрессивнее. Это считается преимуществом. Но в школах наблюдаются сложности – когда два разных поколения сталкиваются и работают друг с другом, и у детей, и у преподавателей возникает стресс. Старшему поколению сложно принимать новые взгляды детей и подростков. Разногласия порождают остальные проблемы, над которыми нужно работать.

– Как думаете, чему стоит уделять особое внимание в сфере образования и какие ценности развивать?

Детям нужны учителя, которые их понимают, поддерживают и не ставят рамки. Стоит развивать такие ценности, как доверие, взаимопонимание и взаимоуважение. Дети не должны бояться проявлять себя и самовыражаться, при этом доверять учителю и находить в нем поддержку.

– Каким видите современное казахстанское образование?

– Многое нужно выстраивать в нашей системе. Как бы банально это не звучало, нужны реформы. Основные реформы запущены, но то, что утверждается на уровне министерства неправильно доносится до общества. За коммуникацию и менеджмент отвечает административная часть – хотелось бы видеть больше молодых директоров, у которых будет выработана открытая и гибкая система управления. Администрация школы не должна бояться изменений, а наоборот, должна вносить изменения. Необходимо уделять внимание подготовке кадров. Человеческий капитал является основополагающим фактором – образование было, является и будет приоритетом страны.

– Как участие и победа в проекте «100 новых лиц» повлияло на вас?

– Участие и победа в проекте дали возможность заявить о себе – обратить внимание общества на сферу образования. Считаю себя амбассадором образования. Хотел бы, чтобы моя персона была поводом для обсуждения школ и системы управления. Чтобы кейс школы №54 был примером и чтобы другие школы ориентировались на наш путь. Для меня важно донести до общества значимость образования в целом.

– Как думаете, в чем важность проекта «Рухани жаңғыру»?

– Модернизация общественного сознания важный аспект в развитии общества. У каждого народа есть ценности, которые являются основой культуры и самобытности. Мы не можем избегать или отталкивать их. Необходимо знать историю и особенности своего народа, и в то же время менять мышление, развиваться и быть открытым к новым вещам.

– Какие программы проекта внедряете в своей школе? Каких результатов достигли?

– Как и во всех школах у нас есть множества направлений: кружки, спортивные секции, STEM лаборатории, кабинет «Интеллектум» и робототехника. Создаем все условия для разностороннего развития.

Подали заявку на международную аккредитацию Consul International Schools. Это является стимулом для наших учителей. Нам нужно изучить функционал школы, оценить свои возможности и понять, какие направления развивать. Затем внедрять новые стандарты и тенденции. Хотим стать первой государственной школой, которая пройдет международную аккредитацию.

Для каждой школы результатом работы является достижения выпускников. В прошлом и в этом учебном году несколько наших выпускников поступили в Назарбаев Университет, а также один выпускник поступил в Гонконгский политехнический вуз, который входит в топ 100 университетов мира по рейтингу QS. Для нас это хорошие показатели.

– Поделитесь планами на будущее?

– Как уже говорил, планируем стать первой государственной школой, которая пройдет международную аккредитацию. А также хотелось бы стать своего рода брендом в сфере образования нашей страны. Будем работать и вкладывать все усилия для достижения поставленных задач.