Почему меняются образовательные программы?
В статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», которая стала ориентиром для всех казахстанцев, говорится, что уже в ближайшие десятилетия половина существующих профессий исчезнет. Это приведет к тому, что люди, чьи специальности станут неактуальными, столкнуться с трудностями: вынуждены будут искать работу не по профессии, менять квалификацию. Чтобы предотвратить или снизить отрицательные последствия от такой ситуации, в мире существует практика изменения образовательных программ.
Главная необходимость модернизации образования не связана с самим процессом получения знаний, на нее влияют факторы, имеющие весомое значение в развитие производства, здравоохранения, экономики и других сфер. Так, по мнению профессора Мельбурнского университета Патрика Гриффина, если в индустриальную эпоху показателем грамотности считались знания арифметики, письма и чтения, то в XXI веке детей учат критически мыслить, иметь творческое и нестандартное мышление. В современное время ориентир в образовании сдвинулся в сторону индивидуальности. Раньше участник образования подстраивался под коллектив, а сегодня он является его составной частью, имея свои взгляды и убеждения. Таким образом, меняют навыки и качества, которыми должен обладать участник образовательного процесса, чтобы стать конкурентоспособным в будущем.
Главы образовательных структур озадачены важнейшим вопросом: как построить и модернизировать образование таким образом, чтобы оно имело актуальность, через определенное время. В том, что на сегодняшний день нет точного исследования, каким будет мир через 40 лет, какие профессии и сферы будут актуальны, уверена и глава Департамента образования Хельсинки Марьо Киллонен. По ее мнению, менять школы — необходимость XXI века. Наука не стоит на месте, новые научные открытия ставят под сомнение факты, которые были ранее не до конца изучены или не изучены вовсе и входили в образовательные программы. В некоторых странах система образования настолько традиционна, что отвечает только на потребности промышленности времен развития фабричного производства. По этой причине, дети, которые в них обучаются, обречены на низкоквалифицированный труд.
Помимо технологий на образование влияет и общая мировая ситуация. 11 марта на брифинге в Женеве Всемирная организация здравоохранения объявила COVID-19 пандемией. Эта заявление полностью перевернуло жизнь и деятельность людей всего мира, огромное влияние, оказав на образовательную сферу. По данным генерального секретаря ООН Антониу Гутерриш, пандемия нарушила образовательный процесс в 160 странах, отрицательно повлияла на процесс образования одного миллиарда студентов и школьников.
В ООН опасается, что вирус станет причиной упадка человеческого потенциала и призывает увеличить расходы на образование и сделать образовательную сферу приоритетным направлением при распределении средств.
Нужно ли модернизировать образование в Казахстане?
Из-за пандемии в Казахстане образование перешло на режим работы онлайн. В начавшемся учебном году, по подсчетам Министерства образования и науки РК, дистанционно обучаются около двух миллионов школьников. Предполагается, что при улучшении ситуации и снятии мер безопасности обучение вернется к традиционному формату. Однако развитие онлайн-образования в стране будет продолжено. Естественно, у онлайн-обучения есть недостатки и недоработки. Открытыми пока остаются технические вопросы защиты информации, безопасного подключения к учебным кабинетам и защиты доступа от хакеров. Во многих странах обучение в онлайн формате — обычная практика, поэтому решение подобных проблем — дело времени.
В США большинство колледжей и университетов предлагает студентам учиться онлайн. Эту политику поддерживает Бостонский университет и учебные заведения в штатах Индиана и Пенсильвания. Важно, что в таком формате студент получает также полный курс знаний и государственный диплом, которые не отличаются от традиционного обучения.
Искусственный интеллект в образовании используется во многих странах мира, например, в Бельгии, Китае, Австралии. В 2016 году студенты технологического института Джорджии занимались с преподавателем на специальном форуме. В течение полугода студенты не догадывались, что на интересующие их вопросы отвечал не настоящий преподаватель, а Джилл Уотсон — робот, работающий на базе IBM Watson.
Скорость изменения образовательных программ напрямую зависит от развития информационных технологий и должна составлять от 30 до 50% в год. К такому выводу пришли эксперты технологической компании «TalentTech», анализируя мировой информационный рынок.
Логично, что при изменении процесса образования, меняется вся база, по которой готовят школьников и студентов, в том числе учебники и пособия. Не менее важный вопрос в модернизации образования — подготовка квалифицированных кадров. В Казахстане этой теме уделяется особое внимание, благодаря развитой практике повышения квалификации педагогического состава, преподаватели, которые учились по старой системе образования, остаются конкурентоспособными. По словам министра образования Асхата Аймагамбетова, дистанционный формат обучения также диктует свои правила. Поэтому с 20 июля 2020 для казахстанских педагогов стартовали онлайн курсы по основам педагогике и основам обучения в новом формате.
Человеку сегодня доступна масса полезной информации. Он может сам освоить любые знания, посредством смартфона. Поэтому современным детям не нужно просто доносить информацию, куда важнее научить ее искать и правильно ей пользоваться. В этом уверен глава Unfold Learning экс-директор по обучению в компании Apple Уильям Ранкин. По его оценке, успешное образование будущего — самостоятельная экосистема, которая не отделена от мира, а интегрирована и способна влиять на мировую ситуацию. Таким образом, образование не только сможет меняться благодаря технологиям, но и создавать эти технологии в аудиториях и учебных кабинетах.
Образовательная система должна опережать ситуацию, однако пока она существенно отстает от времени. Основатель и генеральный директор академической платформы бесплатного дистанционного образования edX Анант Агарвал уверен, что «современные дети могут произвести настоящую революцию в образовании — от детского сада до старших классов. Они понимают, как искать нужную информацию, и знают все об интернете».
Выступая на заседании Правительства, министр образования и науки Асхат Аймагамбетов, сообщил, что согласно новой госпрограмма развития образования и науки на 2020-2025 годы финансирование образование увеличится. По словам главы МОН РК в 2019 году финансирование науки составило 43 миллиарда тенге. К 2025 году планируется, что эта цифра возрастет до 400 миллиардов тенге. В рамках программы объем финансирования образования возрос в шесть раз, а финансирование науки увеличилось в семь раз.
Модернизации образования положительно повлияет на глобальную конкурентоспособность казахстанцев, позволит воспитывать будущее поколение на основе общечеловеческих ценностей. Также одним из результатов новой программы станет вклад науки в экономику страны.
Важная особенность модернизации современного казахстанского образования — сокращение разрыва в качестве образования между городскими и сельскими школами. Как следствие, это приведет к тому, что в будущем молодые целеустремленные специалисты смогут улучшить материальное положение своей семьи, работать, повышая экономическое благосостояние страны.