Осознанное потребление тесно связано с этическими и экологическими вопросами. По мере того, как потребители все больше осознают суровые реалии, связанные с такими проблемами, как изменение климата и загрязнение окружающей среды, а также дешевая рабочая сила, функционирующая в плохих условиях труда, тем более внимательными они становятся к своим покупкам.

Даже самые большие любители новинок и одежды стараются быть более разборчивыми, оценивая воздействие своего выбора на жизнь.

Нынешнее молодое поколение растет в период изобилия товаров. В качестве примера можно привести «быструю моду» – термин, используемый модными ритейлерами для обозначения быстрого обновления ассортимента марки несколько раз в сезон. Учитывая низкие затраты на рабочую силу и переизбыток товара на полках, такой подход приводит к неисчислимым потерям при производстве и утилизации непроданных запасов. Молодежь понимает, что это противостоит идее устойчивой моды и тянется к идее минимализма – иметь меньше и не тратить впустую: силы, ресурсы и деньги.

Примечательно, что осознанное потребление – это явление, которое распространяется не только на одежду или обувь. Оно включает в себя все жизненные аспекты: где мы живем, как мы движемся, еду и напитки, которые мы потребляем, как их ингредиенты были выращены, обработаны и упакованы, и что происходит с остатками, когда мы закончили есть. Так, например, за дешевой едой можно обнаружить огромные затраты для планеты с точки зрения ресурсов, необходимых для доставки этого продукта на нашу тарелку.

Сегодня потребители изменили понятие «платежеспособного покупателя», сделав упор на принятие социально ответственных потребительских решений. Технологии стали катализатором этого движения, поскольку, щелкнув кнопку, потребители могут изучить продукт или представляющий его бренд.

С желанием меньше потреблять появляется желание и меньше мусорить. Минимализм часто сочетается с раздельным сбором мусора или, например, отказом от использования пластмассовых изделий, которые разлагаются сотни лет и выделяют токсичные вещества при горении.

Тем не менее, мы все еще живем в обществе потребления, а это означает, что большая часть экономики и общества построена именно на этом процессе: компании пытаются узнать потребителей и повлиять на них, чтобы добиться успеха.

Современная экономика глобализирована, и этот факт выдвигает на первый план, как минимум, две серьезные проблемы.

Во-первых, часто потребители не знают ничего о происхождении продуктов, поступающих из далеких мест. Так, например, около 40% от мировой добычи какао-бобов производится в западной части Африки  – в Кот-д’Ивуаре. Поразительно, но при таком масштабе производства средняя оплата труда фермера составляет менее $1 в день, а с 1990 по 2015 год площадь лесов в стране сократилась на 85%. Насколько распространена подобного рода информация о других популярных товарах потребления – большой вопрос.

Вторая проблема заключается в том, что сегодняшняя экономика большинства стран не является экологически устойчивой. Исследования показывают, что человечество забирает слишком много сырья и энергии из окружающей среды, создавая большой объем загрязнений и мусора, нанося необратимый ущерб не только планете, но и людям.

Например, такие проблемы со здоровьем, как астма и брюшной тиф, были связаны с ухудшением качества воздуха и воды. По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения, 12,6 миллиона человек ежегодно умирают от рисков для здоровья, связанных с окружающей средой.

Существует специальный день, который показывает соотношение экологического следа человека с биоемкостью. Всемирный день экологического долга – день, в который количество использованных человеком возобновляемых ресурсов за год начинает превышать тот объем, который Земля способна воспроизвести. Так, в 2019 году этот день пришелся на 29 июля, на два месяца раньше, чем 20 лет назад.

Всемирный день экологического долга

Такие показатели – «громкий» призыв менять свою жизнь в пользу экологии.

Однако у нас есть надежда на лучшее будущее. Статистика доказывает, что осознанное потребление меняет привычки покупателей. 73% потребителей во всем мире говорят, что определенно или вероятно изменит свои потребительские привычки, чтобы уменьшить свое воздействие на окружающую среду.

Осознанное потребление как явление не обошло стороной и Казахстан. Последние несколько лет СМИ усердно работают над освещением темы и просвещением читателей, рассказывая об экологичных привычках, призывая к рациональному отношению к ресурсам. Так, покупка одежды в отделах eco-sale, использование шоперов и термосов для кофе – медленно, но верно становятся нормой. И в целом вопрос экологии начал занимать первые ряды в жизни страны.

С большой ответственностью к вопросу относится и государство. Так, в сентябре 2020 года Касым-Жомарт Токаев, Президент Республики Казахстан, объявил о том, что уже разработан проект нового Экологического кодекса. Он призван решить целый ряд системных проблем.

Восстановление ресурсов – тоже часть осознанного потребления. Президент также заявил о том, что в течение пяти лет будет осуществлена посадка более двух миллиардов деревьев в лесном фонде и 15 миллионов – в населенных пунктах.

Однако не только государство самолично занимается вопросами экологии. Ввиду расширения информационных потоков, восприимчивости и активной модернизации сознания общество в лице предпринимателей также обратило внимание на осознанное отношение к окружающей среде.

Так, например, сеть ресторанов ABR внедрили эко-привычки в бизнес-процессы компании. Весь мусор, который является вторсырьем, передается на переработку. Причем, не только из офиса компании, но и из ресторанов. Поощрение в виде скидок получают гости заведений, которые также поддерживают экологические привычки.

Можно сказать, что для компании быть экологичным сейчас выгодно. Потому что в ответ на заботу об окружающей среде бизнесмены получают высокую лояльность потребителей. Она дает компаниям снижение расходов на маркетинг, запас времени для ответа на новые предложения конкурентов и сохраняет клиентов в периоды нестабильности.

Учитывая, что миллениалы в настоящее время представляют собой крупнейшую демографическую группу в составе рабочей силы, важно сделать упор именно на экологию. Согласно исследованию компании Nielsen Global Connect, 75% миллениалов готовы доплачивать за экологически чистые продукты.

Другой пример казахстанской «эко-френдли» компании – «Технодом», которая организовала собственное эко-движение «Любим Природу, Любим Казахстан». В рамках этого работники компании провели множество мероприятий по сбору и переработке мусора, очистке горных территорий, высадке лесов Казахстана.

В целом, представители бизнес-сообщества должны проявлять ответственность за качественное производство своего продукта или услуги, а также ответственно относиться к потребителям, работникам, партнерам, окружающей среде. Становится необходимым придерживаться принципа круговой экономики и безотходных технологий. При таком подходе многие производства смогут экономить как природные ресурсы, так и собственные, тогда потребители будут высоко ценить их.