Влияние культуры на подход к саморазвитию

Человеческий капитал является ключевой движущей силой экономического роста страны. Он представляет собой совокупность знаний и навыков, которые люди накапливают в течение своей жизни. Развиваясь индивидуально, то есть обогащая свой капитал, человек приносит пользу всему обществу. Ведь чем профессиональнее, умнее и талантливее индивид, тем лучше он выполняет свою работу. Тем качественнее уровень жизни в социуме.

В широком смысле культура представляет собой совокупность духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных особенностей, отличающих одно общество от другого. Важно понимать, что культура включает в себя не только искусство и литературу, но и образ жизни, систему ценностей, традиции и верования.

Влияние культуры на развитие человеческого капитала рассмотрел экономист сети RePEc (Research Papers in Economics) Андре ван Хорн в своем исследовании для Мюнхенского университета в 2017 году. Он изучил ответы 8500 мигрантов, проходивших в течение десятилетия анкетирования ESS (European Social Survey – Европейское социальное исследование, проводимое раз в два года).

В одном из пунктов анкетирования респонденты отвечали на вопрос, посещали ли они какие-нибудь курсы, конференции или лекции для повышения своих профессиональных навыков в течение года. Изучив их ответы, Хорн отметил следующую закономерность: выходцы из одной страны и представители одной культуры давали практически одинаковые ответы. Это объясняется тем, что мигранты, даже будучи в другой стране, придерживаются той культурной модели, принятой в стране их происхождения. А она, в свою очередь, влияет на стремление к обучению и на инвестирование в личностный рост.

То есть культурные ценности, а это и воспитание, и традиции, и вероисповедание оказывают даже большее влияние на подход к накоплению человеческого капитала, чем окружение. Что вполне логично, ведь культурные ценности – это устойчивая черта личности, которая формируется в первые годы жизни и влияет на самоопределение человека.

Примечательно, что дети мигрантов, родившиеся уже в другой стране, придерживаются практически схожего подхода к инвестированию в свое развитие, что и их родители.

Как с помощью культурных особенностей страны достигали прогресса

По большому счету влияние культуры на экономический рост не учитывалось в программах развития практически до конца ХХ века. И лишь в новом тысячелетии стало ясно, что для более качественного развития государства необходимо уделять больше внимания духовной и творческой составляющей общества.

В 1993 году при содействии ЮНЕСКО была создана Всемирная комиссия по культуре и развитию. Возглавивший ее Хавьер Перес де Куэльяр – пятый Генсек ООН, отметил, что усилия в области развития стран часто терпели неудачу из-за того, что в проектах недооценивалась сложная сеть взаимоотношений и убеждений, ценностей и мотиваций, лежащих в основе культуры.

В докладе Всемирного банка о мировом развитии за 2015 год приводится успешный пример того, как изменение в культурной модели жителей нескольких деревень в Индии привели к повышению человеческого капитала. Так, власти Западной Бенгалии создавали позитивную дискриминацию в отношении женщин, поддерживая их на руководящих должностях. После семи лет предвзятость по отношению к женщинам-лидерам уменьшилась. Традиционное отношение к образованию девочек также изменилось. В результате чего это привело к сокращению гендерного разрыва в школьном образовании региона.

В докладе также рассказывается о том, как, благодаря массовой культуре, в неблагополучных районах Бразилии была снижена рождаемость. Этого смогли добиться с помощью бразильских сериалов, в которых транслировались семьи с небольшим количеством детей. Изменения стали заметны спустя первый же год после запуска таких телесериалов (2009) в данных районах.

Еще одно авторитетное исследование, регулярно проводимое Всемирным банком, –  это измерение Индекса человеческого капитала. Если посмотреть его результаты за 2020 год, то можно увидеть, что первые четыре места занимают азиатские страны: Сингапур, Гонконг (Китай), Япония и Южная Корея. Уровень образования в них считается одним из лучших в мире. Это можно объяснить тем, что в культуре этих стран до сих пор сильны конфуцианские традиции. В них заложено стремление к нравственному совершенству, к самореализации и саморазвитию. Отношение к учителю в азиатских странах особенное, согласно народной мудрости, ученик на Востоке «не смеет наступать даже на тень учителя».

Трудно поверить, но в начале 1960-х годов Гана и Южная Корея были практически на одном уровне по доходу на душу населения, развитию производства и иностранным инвестициям. Американский социолог и политолог Сэмюэл Филлипс Хантингтон считает, что важную роль в прогрессе, которого достигла Южная Корея за полвека, сыграли культурные особенности корейцев.  «Южнокорейцы ценили бережливость, инвестиции, упорный труд, образование, организованность и дисциплину. У ганцев, в свою очередь, ценности были другие», – говорил он.

Уровень человеческого капитала в Казахстане

Согласному тому же рейтингу Индекса человеческого капитала от Всемирного банка за 2020 год, Казахстан занял 55-место, его показатель составил 0,63 (максимальный балл – 1). Для сравнения в таблице приведена пятерка лидеров, средний показатель по региону, а также страна, набравшая наименьший балл среди государств-участников рейтинга.

человеческий капитал
Индекс человеческого капитала за 2020 год от Всемирного Банка

Стоит отметить, что Казахстан за десять лет смог увеличить свой показатель на 0,4  (0,59 в 2010 году). Это свидетельствует о правильности проводимой политики, направленной на развитие человеческого капитала. Однако положение ниже среднего уровня по региону дает понять, что в республике еще нужно улучшать работу в этом направлении.

Огромный потенциал для улучшения человеческого капитала хранит в себе культура. К сожалению, ее влияние на экономическое развитие общества в Казахстане, как и во многих других странах слишком долго было недооценено.  Этим вопросом на самом высшем уровне заинтересовались лишь в 2017 году, когда был объявлен курс на духовную модернизацию нации в программной статье «Рухани жаңғыру».

Статья направлена на воспитание в казахстанцах таких ценностей как прагматизм, конкурентоспособность, культ знаний, открытость сознания. Все это необходимые черты людей ХХI века, все они важны для развития успешного общества.

Как показывают примеры, культурные особенности народа гибки, они могут меняться, однако на это требуется время. Результат того, как модернизация общественного сознания отразится на человеческом капитале Казахстана можно будет увидеть спустя несколько лет. Однако сегодняшняя тенденция роста индекса дает основание строить благоприятные прогнозы.

Источники

Мpra.ub.uni-muenchen.de/80007/1/MPRA_paper_80007.pdf

Рubdocs.worldbank.org/en/504271482349886430/Chapter-3.pdf

Оpenknowledge.worldbank.org/handle/10986/34432