Столичные общественники призывают активнее развивать посмертное донорство

Пересадки сердца сегодня ожидают 200 казахстанцев. Такую цифру в среду, 9 августа, озвучила на пресс-конференции в Астане председатель ОО «Нурлы когам» Сауле Шайсултанова.

Сауле Шайсултанова
©Болат Абилкасимов

При этом общественница усомнилась в достоверности официальной статистики.

— Я считаю, это не полный охват. Это только те пациенты, которые обследованы в кардиохирургическом центре в Астане. На самом деле нуждающихся в пересадке сердца намного больше, поскольку у нас очень много людей в регионах и селах остается необследованными и не обращаются за помощью, — заявила она.

В этом списке есть и дети. Однако маленьким пациентам в Казахстане, по словам Сауле Шайсултановой, трансплантация сердца не производится.

— У нас нет посмертного донорства у детей. То есть донором сердца для ребенка может стать только ребенок. А эта процедура еще не утверждена законодательно, — отметила она.

В итоге казахстанские дети, нуждающиеся в новом сердце, вынуждены ехать на лечение за границу. Радует лишь то, что государство оплачивает такие операции.

В целом же, по оценке общественников, в Казахстане за все время было пересажено около 100 сердец.

Но эта цифра – только верхушка айсберга. Если не зацикливаться только на пациентах, ожидающих пересадки сердца, то картина становится намного более тревожной.

— В листе ожидания сегодня находится почти 5 тысяч человек. Это нуждающиеся в трансплантации сердца, легких, почек, поджелудочной железы, — рассказала Сауле Шайсултанова.

Между тем для Казахстана эта область медицины относительно молодая.

Трупные трансплантации начали развиваться в стране только с 2012 года.

— За эти пять лет в стране проведено примерно 1100 операций. Из них около 80% — это трансплантации, когда донорами становятся родственники пациента, — отметила общественница.

При этом Сауле Шайсултанова считает, что «родственная» трансплантация не должна превалировать.

— В развитых странах, наоборот, 80 процентов «трупных» доноров. И лишь небольшое количество «родственных» доноров. У нас тоже должно быть такое соотношение. Здоровый человек не должен отдавать свои органы нуждающемуся. Потому что этот человек тоже может заболеть и впоследствии оказаться в листе ожидания, — говорит она.

В качестве аргумента за развитие посмертного донорства председатель ОО «Нурлы когам» заявляет, что каждый человек может спасти от 4 до 7 жизней, отдав на благое дело сердце, почки, легкие, печень и роговицы глаза.

Автор: БОЛАТ АБИЛКАСИМОВ