Целью исследования стал анализ состояния дел в сфере реализации государственного социального заказа и выработка рекомендаций на основе полученных данных исследования.
На сегодняшний день неправительственный сектор Казахстана стал действенным инструментом в работе с социально-уязвимыми группами населения. В то же время ситуация в данной сфере требует дополнительного изучения. Необходимо иметь представление, насколько услуги, предоставляемые в рамках государственного заказа, соответствуют интересам благополучателей, насколько эффективна деятельность НПО в социальной сфере и может ли гражданский сектор стать серьезным конкурентом для государственных структур в оказании услуг населению.
Результаты проведенного исследования показывают, что казахстанские НПО обеспечивают различные направления деятельности в рамках государственного социального заказа, при этом в зависимости от регионов выбор этих направлений несколько различается.
Одной из наиболее распространенных сфер деятельности НПО на сегодняшний день является поддержка социально уязвимых слоев населения. Наибольшее внимание данному направлению уделяется в крупнейших городах Казахстана – Астане (31,8%) и Алматы (24%), несколько меньше – в Южно-Казахстанской (16,7%), Карагандинской (14,3%) и Западно-Казахстанской областях.
Наиболее распространенными сферами деятельности НПО г.Астана являются охрана здоровья граждан, г.Алматы — пропаганда здорового образа жизни (13,6%) и укрепление общественного согласия (9,1%), оказание помощи лицу (семье), находящемуся в трудной жизненной ситуации (14%), ЗКО- поддержка молодежной политики и детских инициатив (9,5%) и защита прав, законных интересов граждан и организаций (9,5%), в Южно-Казахстанской области повышенное внимание уделяется содействию в трудоустройстве граждан (16,7%), Карагандинской области наиболее актуальными направлениями деятельности НПО являются охрана окружающей среды (14,3%), решение гендерных проблем (14,3%) и оказание помощи лицу (семье), находящемуся в трудной жизненной ситуации (14,7%).
На вопрос о том, соответствуют ли проекты, реализуемые в рамках государственного социального заказа, потребностям целевой аудитории, мнение НПО разделилось. Так например, 70% опрошенных Южно-Казахстанской области, 30% НПО г.Алматы дали ответ о частичном соответствии. НПО г.Астана «соответствуют полностью» 92% и Карагандинской области (60%) считают, что соответствуют. Таким образом, в данной области целесообразно скорректировать направления услуг для государственного социального заказа.
Согласно полученным результатам исследования, наиболее полно были достигнуты запланированные результаты проекта НПО г.Алматы, далее в полученном рейтинге следуют г.Астана (7,4 балла), Карагандинская область (7,6 баллов), Южно-Казахстанская область (6,1 балл). Таким образом, эффективность деятельности большинства казахстанских НПО в рамках госсоцзаказа является, по их мнению, достаточно высокой. Наименее эффективно действовали НПО Южно-Казахстанской области в связи с отсутствием актуальных проектов интересных населению.
На вопрос о том, способна ли реализация государственного социального заказа эффективно решать социально значимые проблемы населения или отдельных её социальных групп, мнения НПО из разных регионов разошлись. Наиболее оптимистичны в данном отношении НПО г.Астана и Карагандинской области, которые дали уверенный ответ «да». В г.Алматы большинство НПО (60%) дали не вполне уверенный ответ, что указывает на наличие определенных сомнений. Отрицательные ответы (41,7%) на данный вопрос чаще всего давали НПО Южно-Казахстанской
Различаются ответы представителей НПО относительно актуальности тем для государственного социального заказа. Для г.Астаны такими темами являются, прежде всего, помощь социально уязвимым слоям населения (22,6%), права человека (16,1%) и организация досуга молодежи (16,1%).НПО г.Алматы назвали в качестве основных тем те же, что и по г.Астане — помощь социально уязвимым слоям населения (29%), права человека (17%) и организация досуга молодежи (11%). НПО Южно-Казахстанской области считают наиболее актуальными темами воспитание активной гражданской позиции (25%), помощь социально уязвимым слоям населения (14,3%), права человека (10,7%) и культурное наследие (10,7%). Карагандинская область наиболее актуальными темами считает охрану окружающей среды (18,75%), помощь социально уязвимым слоям населения (12,5%), организация досуга детей и молодежи (12,5%). Кроме того, 25% опрошенных предложили свои темы, в числе которых права детей, здоровье, профилактика социальных конфликтов, медиация, профилактика коррупции.
По мнению НПО, одной из проблем, в рамках государственного социального заказа, является сложность с оценкой эффективности и результативности проектов. Решению данной проблемы может способствовать введение соответствующих стандартов, по аналогии со стандартами государственных услуг. Прежде всего, это повысит качество и условия оказания услуг, а также обеспечит равные возможности для НПО. Введение оценки результатов государственного социального заказа, также должно благотворно повлиять на эффективность реализуемых проектов
По вопросу о том, кто должен осуществлять оценку результатов государственного социального заказа, преобладающим является мнение, что это должен быть государственный орган. Заметная часть опрошенных высказались в пользу того, что это должна быть организация, непосредственно реализующая государственный социальный заказ. Лишь незначительное число опрошенных полагают, что оценку должны производить независимые эксперты.
Среди факторов, препятствующих эффективной реализации социальных проектов в рамках государственного социального заказа, наиболее часто представители НПО называли недостаточную материально-техническую базу и краткосрочность реализации проектов, отсутствие эффективного взаимодействия между НПО, государством и бизнес-структурами, несоответствие между реальными проблемами населения и тематикой лотов, недостаточную организационную и методическую поддержку государства.
В качестве мер по повышению качества предоставления услуг в рамках государственного социального заказа наибольшее число голосов получили непрерывное финансирование, проведение мониторинга и оценки в процессе реализации и в конце проекта, а также долгосрочность проекта.
Изучение вопроса, какие услуги оказывались населению, наиболее часто получаемой услугой стала материальная помощь, познавательные, информационные и методические, консультационные, образовательные услуги. По результатам исследования, наиболее востребованными у населения являются различные формы материальной поддержки, а также информационные и консультационные услуги.
Способность НПО предоставлять населению качественные социальные услуги в рамках государственного социального заказа распределилась следующим образом: большинство услугополучателей считают, что НПО способны предоставлять населению качественные социальные услуги в рамках государственного социального заказа. В то же время, значительная часть опрошенных полагает, что для этого необходимы определенные условия. Наиболее скептично относятся к возможностям НПО респонденты из Южно-Казахстанской области, среди которых 12,3% дали ответ «не способны».
Жители г. Алматы (54,5%) и г.Астана (54,4%), Западно-Казахстанской области (45,7%). удовлетворены условиями предоставления социальных услуг, реализуемых в рамках государственного социального заказа, в том числе своевременностью и полнотой предоставления услуг. 25,2% услугополучателей Южно-Казахстанской области выразили наибольшую неудовлетворенность. Опрошенные из Карагандинской области более четверти (26,7%) затруднились ответить на данный вопрос, что указывает на то, что они сомневаются в ответе.
Таким образом, подводя итоги исследования, представители НПО считают, что необходимо рассмотреть возможность увеличения сроков оказания услуг в рамках государственного социального заказа, предусмотреть меры борьбы с демпингом при проведении тендеров.
По Карагандинской области решить существующие проблемы с финансированием, упоминаемые представителями НПО в ходе опроса.
Для повышения качества предоставления услуг в рамках государственного социального заказа следует осуществлять мониторинг в процессе реализации и делать оценку в конце проекта.
В Южно-Казахстанской области целесообразно скорректировать направления услуг для государственного социального заказа, для повышения соответствия оказываемых услуг потребностям целевых групп.
НПО из Южно-Казахстанской и Карагандинской областей можно рекомендовать усовершенствовать свою деятельность в рамках оказания государственного социального заказа.