Толчок развитию цифровой демократии дало массовое внедрение цифровых технологий. Во многом именно благодаря развитию в сфере IT удается наладить диалог между государством и народом.
Если в начале информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) оказывали положительный эффект лишь на сбор, обработку и использование данных, то впоследствии значительно упростили работу всей государственной системы.
В результате полноценного установления е-демократии в той или иной стране, должен быть сформирован новый общественный договор между государством и населением. Он подразумевает расширение возможностей граждан, а также усиливает их влияние на госорганы.
Одним из ключевых элементов демократии является избирательная система. На примере Эстонии можно наблюдать воздействие цифровизации на выборы и усиление е-демократии. В 2019 году выборы в Европейский Парламент в Эстонии проводились как классическим, так и электронным способом. Онлайн-голосование проходило с 10 по 4 день до выборов, а в день самих выборов проголосовать электронно было уже невозможно.
К слову, Эстония – первое государство в мире, внедрившее электронное голосование на республиканских выборах. Это произошло еще в 2005 году, однако действующая система онлайн-голосования разработана два года назад. На сегодня порядка трети голосов эстонцев отдаются по интернету.
Еще один успешный пример – Филиппины. Когда население раскидано более чем на 7 тысячах островов, довольно сложно наладить единовременную схему голосования. Поэтому, пусть людям и приходилось вручную делать выбор на обычном бланке, после этого они шли к аппарату по считыванию голосов. Таким образом сократилось время сбора и подсчета собранных данных.
Продвинуться вперед по части электронного голосования смогла и Венесуэла, где специальные терминалы считывали отпечатки пальцев избирателей с целью удостоверения личностей граждан.
Тем не менее, несмотря на все успешные примеры из мировой практики, нельзя быть абсолютно уверенными, как поведет себя система в той или иной ситуации. В Казахстане онлайн-голосование еще не вышло на уровень глобальных решений, однако электронная демократия уже дает о себе знать.
Внедрение электронного правительства в 2006 году стало отправной точкой в становлении электронной демократии в стране. В законе «Об информатизации» первое определено как «механизм функционирования государственных органов по предоставлению электронных услуг». Система была создана с целью доступа граждан к более быстрому способу взаимодействия с государством. Весь госаппарат сейчас нацелен на то, чтобы наладить коммуникации с населением.
Кроме того, на сегодня в стране реализуется концепция «Слышащего государства», которую предложил Президент Касым-Жомарт Токаев в своем послании народу Казахстана.
Наша общая задача – воплотить в жизнь концепцию «Слышащего государства», которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан. Только путем постоянного диалога власти и общества можно построить гармоничное государство, встроенное в контекст современной геополитики, – сказал Глава Государства.
В этой связи представители госорганов сегодня активно налаживают коммуникации с населением. Министр цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности РК Аскар Жумагалиев на своей странице в Facebook отметил, что лично за этот год получил около 500 обращений на свой блог.
Он предложил внедрить цифровых комиссаров для контроля процессов цифровизации в стране.
Мы решили создать в нашем министерстве дополнительный канал коммуникаций. Сегодня я встретился с журналистами, блогерами и общественниками, которым мы предложили стать цифровыми комиссарами министерства, теми, кто будет давать оценку всему тому, что делается в рамках цифровизации страны, озвучивать предложения и замечания по электронному правительству, ЦОНам и т.д, – пишет Жумагалиев.
Список первых цифровых комиссаров уже определен. Среди них Президент «Центра анализа и расследования кибератак» (ЦАРКА) Олжас Сатиев. Информацию о выявленных потенциальных уязвимостях ЦАРКА передает госорганам и способствует устранению этих проблем. Это демонстрирует ценность комиссаров, а также повышает уровень открытости граждан к новым предложениям в сфере IT. Кроме того, по поручению Елбасы Нурсултана Назарбаева разработана концепция кибербезопасности «Киберщит Казахстана», в рамках которой создан Национальный координационный центр информационной безопасности и Совет по вопросам кибербезопасности. Данные меры способствуют повышению доверия граждан к цифровизации, что способствует активности казахстанцев в цифровом пространстве.
Таким образом, переход от традиционной структуры госорганов к цифровой должен способствовать укреплению доверительных отношений граждан к правительству, на чем положительно сказывается автоматизация процессов и исключение человеческого фактора во время получения услуг. Однако контроль все же необходимо осуществлять с помощью реальных компетентных специалистов, заинтересованных в повышении качества работы системы. К тому же, это позволит вовлечь в процесс принятия решений больше людей, а значит, напрямую повлияет на е-демократизацию страны.
Другим важным фактором перехода к современной демократии служит рост числа онлайн-услуг. Только в начале этого года насчитывалось 235 госуслуг, которые можно получить через портал eGov.kz. Сейчас их значительно больше.
Мы знаем, какие потребности и на каком этапе жизни возникают у людей, и считаем, что не гражданин должен бежать за госуслугами, а государство должно предлагать их гражданам. Поэтому в рамках 17 госуслуг 27 запланировано предоставлять онлайн проактивным способом. Также мы начинаем работу по принципу одного заявления и сможем в рамках 21 композитной услуги оказывать 55, — говорит член Фракции партии Nur Otan в мажилисе парламента РК Майра Айсина.
Растет и количество пользователей портала. В октябре на eGov.kz был зарегистрирован десятимиллионный пользователь, в то время как в день на портал электронного правительства в среднем заходит около 45 тыс. человек.
Казахстанцы в большинстве своем открыты к цифровизации. По данным Комитета статистики МНЭ РК на 2018 год, уровень цифровой грамотности населения составляет 79,6%. В свою очередь государством на информационно-коммуникационные технологии за тот же период было выделено более 300 млрд тенге. Для целостного развития цифровизации необходимы как материальные, так и человеческие ресурсы.
Это и есть элемент демократизации, ведь сегодня гражданину предлагается альтернатива. Хочешь получать документы бумажные – получай. Хочешь электронно – и это обеспечим. Мы никого не заставляем, но работаем над образованием людей. Это нужно для понимания того, что именно облегчает их жизнь, — считает мажилисмен Майра Айсина.
Важно, что участвуя в политическом процессе страны, граждане могут наблюдать эффект от собственных действий. В этом и заключается один из основных принципов демократии, уровень развития которой непосредственно связан с уровнем цифровой образованности граждан.
В декабре 2017 года была принята государственная программа «Цифровой Казахстан». В ее рамках в прошлом году дан старт курсам цифровой грамотности, на которых только за первую неделю обучились более 140 тыс. казахстанцев.
Сейчас перед государством стоит задача оцифровать всю нашу предыдущую жизнь, а это дело не одного дня. Если мы будем медлить с образованием людей и в целом с продвижением цифровизации, то просто останемся на задворках истории. Этого нельзя допустить, — рассказывает Майра Айсина.
Таким образом, один из главных элементов демократии – взаимодействие граждан с правительством – получил более широкую реализацию благодаря цифровизации. За населением остается другая ключевая задача – участвовать в регулировании процессов внутри страны, повышая при этом собственный уровень образования.