«Планы по выходу есть, работа в этом направлении ведется», — сообщили в пресс-службе Samsung Electronics Central Eurasia. Там также пояснили, что Казахстан однозначно интересен для Samsung Pay, уточнив, что компания видит, что банковская структура страны и потребители готовы. Но пока о конкретных сроках ничего не сказано, как и о том, с какими банками идут переговоры. Samsung Pay ведет довольно агрессивную политику мировой экспансии. Сервис уже доступен в Южной Корее, США, Китае, Испании, Сингапуре, Австралии, Пуэрто-Рико, Бразилии, России, Таиланде, Малайзии и Индии.
Сегодня в Казахстане представлены такие сервисы, как Apple Pay и PayPal. Последний начал свою работу в Казахстане еще летом 2015 года. В том же году Казкоммерцбанк приступил к обслуживанию бесконтактных платежей, проводимых с помощью смартфонов компании Apple через приложение Apple Pay. В прошлом году АТФБанк отрапортовал, что реализовал поддержку платежей через Apple Pay. Владельцы смартфонов Apple (iPhone 6 и выше), а также пользователи Apple Watch, могут расплачиваться своими гаджетами через POS-терминалы АТФБанка.
По мнению Жениса Мухиева, директора по маркетингу компании «Кредит24», перспективы развития таких сервисов очень высоки и на данный момент казахстанцы в большинстве своем готовы к ним, судя по технической оснащенности и проникновению соответствующей инфраструктуры. Так, например, на сегодняшний день больше 14,5 млн человек в Казахстане являются держателями банковских карт по данным Нацбанка, при этом за год новыми держателями стали больше 500 000 человек; количество POS-терминалов также выросло за год с 86 тыс. до почти 115 тыс. единиц, и большая часть из них это новые устройства, оснащенные в том числе технологиями бесконтактной оплаты. Количество же и объем безналичных платежей с помощью карт выросли за 3 месяца 2017 года до 36,2 млн транзакций и 514,4 млрд тенге, что на 57% больше чем годом ранее.
По его словам, рынок проникновения смартфонов также растет. По данным Google Survey, в 2016 году уже 65% жителей Казахстана являлись пользователями «умных» телефонов. В основном это молодые люди в возрасте от 25 до 34 лет.
Все эти факторы, очевидно, оказывают прямое влияние на потребительские паттерны казахстанцев. Они привыкают активно пользоваться картами и чаще применяют смартфоны для удовлетворения все большего количества нужд, включая финансовые.
«Наши внутренние данные также это подтверждают — если год назад онлайн-займы через смартфон получали не больше 60% наших клиентов, сейчас это уже 75−80%. Когда мы запускали свой сервис 3 года назад, больше половины людей не имели карт, и нам приходилось объяснять им, как ее получить в том или ином банке. Сейчас же доля таких клиентов составляет меньше 10%. И проникновение карт и смартфонов является как раз драйвером и нашего рынка онлайн-кредитования — за 3 года количество казахстанцев, регулярно пользующихся онлайн-микрозаймами, выросло с 0 до 400 тыс., и через 3 года их число приблизится к 2,5 млн человек. Наша аудитория — это молодые продвинутые люди от 21 до 25 лет, и я думаю, что именно они будут в ближайшие годы драйверами роста сервисов мобильных платежей», — отметил Женис Мухиев.
Вместе с тем эксперт не согласен с тем, что такие сервисы, как Apple Pay, Samsung Pay, Android Pay составят конкуренцию банкам, так как они используют в первую очередь ту же банковскую инфраструктуру — POS-терминалы, банковские карты и процессинг международных платежных систем Visa, MasterCard. «Но распространение бесконтактных платежей будет, конечно же, влиять на депопуляризацию пластика — чтобы оплачивать со смартфона с помощью Apple Pay, достаточно привязать к нему виртуальную карту или даже свой текущий банковский счет», — пояснил он.
Впрочем, казахстанские новаторы не отстают от современных трендов и развивают местные сервисы мобильных платежей. Вероятно, именно они раскачают этот рынок и наряду с зарубежными гигантами смогут привить казахстанцам новую привычку для оплаты.
Исследовательская компания Forrester прогнозирует увеличение объема транзакций мобильных платежей в Европе с 52 млрд евро в 2016 году до 148 млрд евро в 2021. Объем рынка мобильных платежей в США составит $142 млрд в 2019 году.
В исследовании компании принимали участие такие мировые бренды, как PayPal, Verifone и Visa, подтверждающие стремительный рост мобильной коммерции. Система Apple Pay также вносит позитивную динамику в развитие бесконтактных платежей.
Большой потенциал демонстрируют и системы P2P-платежей. Такие сервисы, как Venmo, Square Cash, PayPal и даже Gmail, позволяют быстро переводить средства другому пользователю. По оценкам исследователей, объем P2P-переводов, совершенных с помощью мобильных устройств, достигнет $17 млрд к 2019 году.