Оценка воздействия государственного социального заказа для решения проблем населения

Одной из характеристик динамичного развития неправительственного сектора является его активное участие в социально значимых проектах. В нашей стране такие проекты реализуются в рамках государственного социального заказа. И сегодня существует позитивная тенденция по работе НПО с госзаказом, потому что часть тем проектов направлена на социологические исследования, которая определяет потребности населения, прозрачность и качество услуг.

НПО

С целью изучения мнения представителей НПО и получателей социальных услуг о состоянии дел в сфере, связанной с реализацией государственного социального заказа Общественный Фонд «Информационно –ресурсный центр провел социологическое исследование в рамках проекта: «Оценка воздействия государственного социального заказа для решения проблем населения».

В опросе приняли участие 50 НПО и 2500 респондентов из пяти регионов Казахстана: г.Астана,  г.Алматы, Карагандинская, Южно-Казахстанская, Западно-Казахстанская  области.

В числе поставленных задач исследования были такие как: соответствие проектов потребностям бенефициаров, определение актуальных тем для лотов, определение факторов, препятствующих эффективной реализации социальных проектов, поиск мер по повышению качества предоставления услуг, оценка населением качества и социальной значимости услуг.

В качестве недостатков процесса реализации социального заказа в Казахстане экспертами были названы факторы как: слабое влияние НПО на формирование тем социального заказа, преобладание краткосрочных (менее 1 года) социальных проектов, финансируемых на местном уровне, преобладание критерия минимальной цены при отборе проектов, недобросовестная конкуренция и демпинг со стороны неквалифицированных НПО.

Также в оказании услуг в рамках государственного социального заказа была озвучена сложность с оценкой эффективности и результативности проектов. Согласно результатам проведенного исследования, большинство НПО полагают, что введение стандартов благотворно повлияет на реализацию и на конечный  результат государственного социального заказа. Прежде всего, по их мнению, это повысит качество и условия оказания услуг, представляемых в рамках государственного социального заказа, а также обеспечит равные возможности для НПО.

По мнению представителей г.Астана (66,9%) и г.Алматы (60%) реализация государственного социального заказа может эффективно решать социально значимые проблемы населения. Отрицательные ответы на данный вопрос чаще всего давали НПО Южно-Казахстанской области 41,7% респондентов.

Степень удовлетворенности услугополучателей проектов, реализуемых в рамках государственного социального заказа, наиболее высоко оценили НПО Карагандинской области, давшие среднюю оценку 9,5 баллов по 10-бальной шкале. Достаточно высоко оценили степень удовлетворенности получателей своих услуг НПО г.Алматы (8,8 баллов), г.Астаны (8,1 балл). Наиболее низкую оценку дали НПО Южно-Казахстанской области – 5,5 баллов, что  соотносится с неполным соответствием оказываемых услуг потребностям услугополучателей.

О соответствии проектов потребностям целевой аудитории, реализуемые в рамках государственного социального заказа (70%) по Южно-Казахстанской области считают «не соответствует».  О частичном соответствии сообщили и 30% алматинских НПО.

Эффективность деятельности большинства казахстанских НПО в рамках госсоцзаказа является, по мнению НПО достаточно высокой. Наименее эффективно действовали НПО Южно-Казахстанской области.

Принимая во внимание достаточно высокие оценки полученных услуг, не удивительно, что большинство услугополучателей считают, что НПО способны предоставлять населению качественные социальные услуги в рамках государственного социального заказа.

Таким образом, по мнению большинства опрошенных НПО, проекты, реализуемые в рамках государственного социального заказа,  вполне соответствуют потребностям целевой аудитории.