Куралай Туспекова: Основной посыл «Рухани Жаңғыру» – это личность и развитие человеческого капитала страны

Движущей силой модернизации и обновления являются высокообразованные люди, и чаще всего это – молодежь . Мы поговорили о важности творчества и среды единомышленников, об осознанности и наших культурных особенностях, и даже об уникальном проекте #Ereksheteatr мы поговорили с директором Национального дельфийского комитета Куралай Туспековой.

— Новый план реализации «Рухани Жаңғыру», представленный в начале года, ориентирован на реализацию трех основных направлений: личностное развитие; национальная идентичность и международное позиционирование; развитие гражданского общества и местного сообщества. Как вы считаете, насколько эти направления актуальны?

— Прежде всего радует то, что, наконец-то, как у проектного офиса, так и у реализаторов программы на местах появляется четкое понимание самой программной статьи. Этот вывод делаю исходя из того, что новый план более четкий, в нем минимизировано количество мероприятий, не отражающих сути программы и даже дискредитирующих ее. Ведь основной посыл «Рухани Жаңғыру» – это личность, развитие человеческого капитала страны, новый образ современного казахстанца и общества. Поэтому, все три ключевые направления являются логичными и оправданными.

Куралай Туспекова
Куралай Туспекова

Только высокообразованный и культурный человек может транслировать мировому сообществу реальный образ представителя Казахстана. И, конечно, на становление этого человека огромное влияние оказывает его окружение.

— Дельфийский комитет ставит себе целью патриотическое воспитание молодого поколения через искусство, сохранение и развитие культурных, музыкальных традиций, развитие толерантности и межкультурного диалога. А ведь это все тесно связано с идеями, выраженными в Рухани Жаңғыру, расскажите об этом поподробнее?

— К слову, когда я прочитала программную статью, свои коллегам сказала: «Ребята, Елбасы как будто с нас писал «Рухани Жаңғыру», все ключевые пункты – наши цели и задачи, которыми мы живем уже почти десять лет и прививаем молодежи страны!»

Дельфийские игры, как вы знаете, это система поддержки талантливой молодежи, которая доказала свою эффективность временем и именами. Сегодня в нашей большой «дельфийской» семье много талантливых людей, которые ассоциируются с казахстанским искусством, для многих именно Дельфы стали трамплином на творческом пути. За 10 лет существования Комитета более 100 000 молодых талантов стали причастны к Играм, оттачивали свое исполнительское мастерство и заявили о своем таланте, более 5 000 ребят имели возможность состязаться на международных сценах за звание сильнейшего и популяризировать культуру Казахстана!

Конкурентоспособность наших участников повышается благодаря созданию среды единомышленников, прагматизм формируется от расширения кругозора юного дарования через общение с менторами и участие в конкурсах, а патриотизм и желание поделиться своими знаниями о Родине, быть ее достойным представителем рождают конкурсная составляющая и путешествия! Совместно с деятелями культуры Национального Дельфийского жюри мы инициировали много творческих инициатив в сфере культуры – как в стране, так и в международном дельфийском сообществе, в котором, на сегодняшний день, участвуют более 150 государств.

Особой гордостью нашей команды являются Парадельфийские номинации, включенные в Дельфийские игры, инициаторами и первыми организаторами которых является Национальный Дельфийский Комитет. Все наши инициативы и проекты нацелены на формирование конкурентоспособного, культурного поколения с высоким эстетическим вкусом, богатым духовным наследием и открытого новым мировым трендам.

— Сейчас, в условиях пандемии коронавируса COVID-19, сохранение нашего общего здоровья зависит не только от уровня медицины, но и от наших поведенческих моделей – пренебрежительное отношение к ношению масок и сохранению социальной дистанции, «подпольное» посещение некоторых заведений. Кажется, сама ситуация наглядно показывает, что сознание нужно менять, повышать осознанность и ответственность за себя и общество. Что вы думаете об этом?

— Прежде всего необходимо владеть информацией. Нужно научиться отсеивать информационную шелуху от зерна и выстраивать модель поведения. То, что произошло в стране со снятием карантина, конечно, характеризует граждан страны не лучшим образом – поток людей хлынул в общественные места, отсутствие масок, мероприятия с большим количеством людей, как следствие карательные меры в виде штрафов.

Но нужно понимать, что это сигнализирует о другом – низком уровне доверия властям и осведомленности населения. У нас на генетическом уровне запрограммированы встречи, сборы большого количества людей, это элемент нашей культуры, это наша модель социального взаимодействия. И обвинять народ в том, что это происходит – неправильно. Все мы помним «кривую» статистику с начала пандемии, отсутствие единой информационной политики в освещении, результатом которых стало неверие населения в существование и опасность вируса. И это еще без разбора финансового состояния казахстанцев. Поэтому считаю, что повышать осознанность и уровень ответственности граждан необходимо, но с учетом наших культурных особенностей.

Безусловно, пандемия преподала нам урок, что сознание и некоторые поведенческие модели необходимо менять и выбор в пользу здоровой качественной жизни человек должен делать самостоятельно.

— Вы постоянно общаетесь с молодыми людьми, обсуждаете с ними наш социум и изменения в нем. Скажите, каким вы видите отношение молодежи к самой идее и концепции модернизации сознания?

— Знаете, а молодежь у нас замечательная! И процесс модернизации у них, мне кажется, происходит постоянно, причем осознанно. Сейчас планета «очень маленькая», то есть все границы открыты и условны, и молодежь видит себя в глобальном мире. Наша задача как взрослых заключается лишь в том, чтобы научить их «учиться» – мыслить, получать и обрабатывать информацию, создавать условия для самореализации. С молодежью, я думаю, все просто. Их сознание не нужно модернизировать, его нужно формировать. Другое дело, насколько качественные инструменты мы, взрослые, для этого выбираем.

— Дельфийские игры это, в первую очередь, искусство. Но ведь немаловажен еще и элемент социализации – когда участники общаются и узнают друг друга, становятся более открытыми и толерантными. Какие шаги вы предпринимаете, чтобы стимулировать подобную «неформальную» модернизацию сознания?

Дельфийские игры – это искусство и дружба, прежде всего. Это система, посторенная на тесном взаимодействии творческих людей. Вся наша деятельность состоит из шагов по воспитанию дружественных друг к другу талантливых индивидуумов. Безусловно, конкурс – это ключевое событие, но жизнь не ограничена состязанием, и важнее получить бесценный опыт и среду. Наша миссия заключается в консолидации созидательных инициатив деятелей культуры и молодежи. Мы повсеместно практикуем диалог взрослых и молодежи, профессионала и начинающего. Подтверждение тому – многочисленные менторские программы, насыщенная воркшопами и встречами программа всех наших проектов. А в закулисье Игр (к примеру, на Национальных Играх) мы размещаем участников по номинациям, а не по региональным делегациям, как принято. Это позволяет юным талантам увидеть в конкурсном конкуренте личность, друга, который определенное время делит с тобой все переживания и быт. Знаете, когда Игры завершаются, ребята прощаясь рыдают (смеется), а мы понимаем, что теперь они есть друг у друга!

— Возвращаясь к теме пандемии и режиму изоляции, давайте поговорим о переходе из оффлайна в виртуальное пространство – обучение перешло в дистанционный формат, а встречи с друзьями назначаются чаще не в кафе, а в скайпе. Как вы считаете, способствовала ли еще большая цифровизация нашей повседневной жизни позитивным переменам в сознании общества?

— Самым важным из позитивных изменений, по-моему, то, что люди стали больше ценить живое общение, красоты природы, те самые базовые ценности, которые в ежедневной рутине и погоней за лучшей жизнью стали отходить на второй план. Повсеместный, экстренный переход в онлайн изменил многие аспекты как деловой, так и бытовой жизни. Это способствовало повышению уровня цифровой грамотности, что уже является позитивным изменением в сознании общества.

— Расскажите подробнее об уникальном проекте «Театр особенных актеров»? В одном из своих интервью вы упоминали, что такой проект важен и нужен как и самим актерам, так и всему нашему обществу – почему?

— Идея создания Театра возникла три года назад, через два года полноценной работы с парадельфийскими номинациями. Меня очень беспокоила дальнейшая судьба безумно работоспособных и талантливых ребят, для многих из которых творческий путь по окончанию коррекционных учебных заведений завершался. Причина банальна – необходимо думать о «хлебе насущном», социализироваться, а программ обучения и возможности трудоустройства в творчестве практически нет.

И тогда мы, используя все свои наработки и опыт, решили создать обучающе-практическую площадку, на которой ребята смогут реализовать свой потенциал и принести пользу обществу. Так родился #Ereksheteatr – уникальный культурный продукт, создание которого, к слову, в рамках грантового финансирования поддержал МИОР РК в Год молодежи. За короткий срок мы обучили ребят азам актерского мастерства, создали три авторских спектакля, объездили с ними всю страну. Над проектом работала большая команда профессионалов Национального Дельфийского Комитета – режиссеры, педагоги, действующие актеры, дизайнеры, звукорежиссеры, сурдопереводчики.

В гастрольном туре по стране мы практиковали «свободный микрофон», когда после спектакля каждый желающий мог высказаться, поделиться впечатлением о новом явлении в казахстанской культуре. И знаете, во всех регионах страны звучали слова восхищения силой духа и целостности наших актеров, их профессионализмом. И, конечно же, слова благодарности, что мы предоставили возможность, заставили зрителя задуматься о главном – смысле жизни, предназначении и простых радостях. Потому я считаю, что этот проект необходим обществу – научиться ценить жизнь и принять, что мы все равны вне зависимости от ограничений. Считаю, они у нас только в голове!

— Спасибо за беседу!