Сила интеллектуального капитала

Если увеличить расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы всего на 1%, то это обеспечит прирост ВВП как минимум на 0,78%. К такому выводу пришли Ледерман (Daniel Lederman) и Мэлони (William F. Maloney) в своем исследовании R&D and Development, итоги которого вошли в исследование Института Всемирного банка. Эксперты проанализировали развитие 53 стран в период с 1975 года по 2000 год.

Таким образом, в современное время устойчивое развитие экономики напрямую зависит от интеллектуальных человеческих ресурсов, интеллектуального капитала страны.

Создание и накопление знаний – ускоряющийся процесс. К примеру, по данным экспертов с начала нашей эры, для того чтобы удвоить имеющиеся знания, потребовалось 17 столетий. Второй раз знания удвоились в 1900 году, третий — в 1950 году. В начале XXI века имеющаяся информация и знания человечества увеличились в 30 раз. Такая тенденция приводит тому, что знания проникают во все сферы жизни, влияя на благосостояние и экономику страны.

Многие исследователи приходят к выводу, что драйвером глобальной конкуренции сегодня становятся знания. По мнению российского экономиста, члена-корреспондента РАН, действительного члена РАЕН Г. Клейнера, знания являются товаром с уникальными свойствами, который в свою очередь является фактором производства.

Не случайно расходы на образование — приоритетная часть бюджета многих стран. Высшие и средние учебные заведения играют все большую роль в экономической, социальной и политической жизни страны, помимо того, что занимают ключевые позиции в науке и образовании. Около 56% важнейших исследований США проходит в стенах университетов. К примеру, Университет Калифорнии, расположенный в Лос-Анджелесе, ежегодно тратит на науку 1 миллиард долларов, на 0,3 миллиардов долларов больше расходует на исследования Стэнфордский университет.

Конкуренция знаний в мире

Почти каждое государство в мире сегодня наращивает свой интеллектуальный потенциал и стремиться превзойти в научно-исследовательской и инновационной деятельности другие страны, в том числе в опыте успешного внедрения в жизнь результатов НИОКР.

Согласно рейтингу стран мира по индексу экономики знаний, который был опубликован в 2004 и в 2012 году, Казахстан улучшил свои показатели на пять позиций и расположился на 73 месте из 146. Индекс рассчитывается по инициативе Всемирного банка и включает в себя 109 структурных и качественных показателей.

Лидерами рейтинга является Швеция, Финляндия и Дания. Из стран СНГ 55-ое место занимает Россия, 59-ое — Беларусь. На 71-ом месте находится Армения, которая по сравнению с результатами прошлого рейтинга ухудшила свои позиции на 13 строчек. Такие же отрицательные результаты и у Кыргызстана, республике эксперты отдали 95 место (было 82-ое место).

79-ое место принадлежит Азербайджану, 84-ое — Китаю. В сотню лидеров не вошли Узбекистан (105-ое место) и Таджикистан (106-ое место).

Третий президент США Томас Джеферсон утверждал, что человек, который пользуются идеей, не обедняет его создателя. Американский политик сравнивал знания со светом лампы, которым можно поделиться.

Поэтому, несмотря на конкуренцию, на мировом уровне поддерживается и перенимается работа, которая ведется в образовании в разных странах мира. Кропотливые и согласованные усилия в этой сфере в перспективе должны снизить технологическое отставание в развивающихся странах. Все это должно дать положительный толчок высокопроизводительным, инновационным процессам, а также помочь в глобальных вопросах, стоящих перед человечеством.

Основатель и CEO North Summit Capital and QuadTalent Technology Ванли Мин, участвуя на Международном форуме инновационного развития «Открытые инновации», прошедшего в октябре 2020 года, отметил, что последствия COVID-19 сможет решить только слаженная работа. Эксперт в области промышленного интеллекта уверен, что для достижения лучшего результата необходимо объединиться власти, науке и бизнесу.

Это говорит о том, что конкуренция знаний остается актуальной, каждая страна борется за право новых открытий, однако эта работа не ограничена четко рамками одного государства или компании. Все чаще современная конкуренция носит характер сотруенции. Подобная практика активно ведется в Казахстане. Только по данным базы Scopus, в 2000-2010 годах у Казахстана было более 100 стран-партнеров по созданию научной продукции.

Казахстанцы на пути к конкурентоспособности

Согласно индексу развития информационно-коммуникационных технологий, который рассчитывается одним из подразделений ООН —  Международным союзом электросвязи, в 2015 году лучшие показатели были в Республике Кореи (индекс 8,93). Следом идут Дания (8,88) и Исландия (8,86). Из стран СНГ наилучшие результаты у Беларуси — 36 место с индексом 7,18, России — 44 место с индексом 6,91 и Казахстана — 58 место из 167 с индексом 6,20.

Азербайджан по итогам оказался на 67 месте (индекс 5,79). На 76 месте рейтинга Армения. 78-ую строчку заняла Грузия (5,25), следом расположена Украина (5,23).

В первую сотню вошел Кыргызстан с индексом 4,62, результатов которого хватило для 97 места.

С каждым годом идет расширении сферы применения интеллектуальной сферы. Примером тому являются программы «Умные города», которые реализуются в разных странах мира. Где город рассматривается как единый организм, работа и функционирование которого построена на результатах высокоинтеллектуального труда.

Каждый казахстанец должен понимать, что образование — самый фундаментальный фактор успеха в будущем. В системе приоритетов молодежи образование должно стоять первым номером», — такой посыл заложен в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания.

В список задач современного государства входит сегодня подготовка научно-исследовательских кадров. Чтобы обеспечить перспективным казахстанцам, заинтересованным в своем образовании, равный доступ к мировому опыту в Казахстане запущен проект «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке». Таким образом, государство готовит кадры, адаптированные к глобальной конкуренции в сфере знания. Эффект от проекта уже будет заметен через 5-6 лет с момента реализации.

По опыту других стран мира, расходы на инновации и образовательные программы способны положительно повлиять на ВВП. К примеру, по информации Белого дома, в 2019 году страна потратила 495 миллиардов долларов на инновации и НИОКР. Эта цифра составила 25% средств, которые выделяют все страны мира на науку. Однако подобные расходы компенсируются хорошим ростом ВВП. Согласно данным за 2017 год, вклад промышленности в ВВП страны составил 19,1%. А доля трат на исследования и разработки в этой сфере, по подсчетам аналитиков ЮНЕСКО, не превышает 2,7% ВВП.

Статистические данные подтверждают перспективность, реализуемых в Казахстане проектов. Однако конкуренция знаний должна пониматься казахстанцами не как глобальное понятие, требующее только действий со стороны государства. Она возникает на уровне предприятий, корпоративных структур и отдельных личностей. В выигрышной позиции всегда будут те, кто развивают свои способности, управляют знаниями, наращивают конкурентоспособные преимущества.