Как выйти из репутационного кризиса в игровом формате?

Как деловая PR-игра помогла провести глубинный анализ ментальности жителей регионов РК.

Назым Жангазинова

За последние 10 лет в Казахстане PR перестал быть новой и неизведанной профессией. Тем не менее, в стране можно отметить не так много профессионалов, всецело понимающих специфику работы рынка коммуникаций.

С целью популяризации сферы Public Relations, обмена опытом, идеями и решениями как с аудиторией молодых специалистов, так и среди старожилов коммуникационного рынка, столичное агентство «NazymPR» первым в стране задали тренд проведения отраслевых деловых игр.

«Безусловно, пандемия повлияла на весь мир. Было ощущение, что все встало на паузу, но для нас как для коммуникационного агентства работа шла своим чередом. Ивенты, встречи с коллегами-журналистами перекочевали в онлайн-формат. Этим летом, когда карантинные меры ослабли, мы решили создать новый формат интерактивной площадки, который собрал бы вместе не только профессиональных экспертов, журналистов, медийщиков, PR-специалистов, но и начинающих специалистов, студентов. Именно поэтому данный формат восприняли не только в качестве интересного мероприятия для обмена знаниями и опытом, но и как отличную площадку для нетворкинга», — рассказала основатель коммуникационного бутик-агентства NazymPR Назым Жангазинова.

PR-Игра — это интерактивная интеллектуальная игра, которая включает в себя разбор и моделирование кризисных ситуаций в разных сферах деятельности.

На данный момент агентство провело 8 игр в разных городах Казахстана, включая Нур-Султан, Туркестан, Актобе и Тараз. Команда агентства поделилась интересным наблюдением о том, что люди из разных регионов страны реагируют на одну и ту же кризисную ситуацию далеко не одинаковым образом.

Если для одного региона решением проблемы может стать информационная поддержка любого селебрити (к примеру, Кайрата Нуртаса), то для других объектом для критики должен быть непосредственно аким города несмотря на то, что данный государственный орган может не иметь какого-либо отношения к ситуации.

Многие PR-специалисты всегда говорят о различии между разными народами, странами, этносами, но здесь можно наблюдать феномен того, как внутри одной страны регионы воспринимают информацию абсолютно по-разному.

«Самое интересное то, что к этому факту наше агентство пришло еще в тот период, когда мы вели агитационную кампанию политической партии. Тогда команда разъезжала по разным регионам и для каждого из кандидатов мы формировали определенную информационную повестку. Когда мы были на юге страны, мы делали акцент на проблемы многодетных семей. На севере Казахстана остро стоял вопрос трудоустройства, а западный Казахстан был и вовсе зол на остальные регионы за использование «их» нефти. Поэтому данный феномен проскальзывал еще тогда. Но после того, как мы провели ряд игр, мы убедились в этом окончательно«, — отмечает Назым Жангазинова.

Работа специалиста в сфере пиар-коммуникаций максимально показывает свою эффективность или безнадежность во время кризисных ситуаций. Именно поэтому, важно не только строить антикризисную стратегию и просчитывать все риски, но и четко понимать каналы коммуникации, а главное, анализировать инсайты целевой аудитории, формировать максимально детальный ее портрет.

«В Казахстане очень важно прочувствовать тонкую грань между ментальностью каждого из регионов, при этом не забывая о языковых особенностях.

Интересно, что летом во время проведения игры для казахоязычной аудитории, атмосфера в момент игры и даже во время регистрации участников значительно отличалась от того, что мы провели недавно для русскоязычной. Если для одних все должно быть четко, по делу и побыстрее, то для других нужно время для раскачки и налаживания коммуникации между командами.

Даже при регистрации одни просто давали свои данные и приходили, а другие удивлялись тому, что мероприятие проходит бесплатно и что от них не требуется подготовки для участия. Даже, казалось бы, такая мелочь показывает уникальность нашей ментальности, именно поэтому при построении коммуникационной стратегии, транслируя разные месседжи, мы должны понимать, кто ими проникнется, а кто просто пройдет мимо», — рассказывает специалист агентства Айдана Ибраева.

По данным коммуникационного бутик-агентства NazymPR, 90% клиентов обращаются только после уже сложившейся кризисной ситуации, и в большинстве случаев клиенты не понимают, что каждая область, город реагирует на тот или иной инцидент по-разному. Несмотря на то, что в Казахстане всего 19 млн населения, информационная повестка может делиться не только на мегаполисы и регионы, но и на малые и моногорода.  Аналогичная ситуация и с каналами коммуникаций. Перед запуском какой-либо информационной кампании агентство не только анализирует ситуацию, бренд, личность, но и исследует площадки для предоставления информации, учитывая специфику целевой аудитории, которая проживает в той или иной местности.

Принимая во внимание особенности мышления жителей разных регионов в целом и медиа-специалистов в частности, PR-игры помогают решить задачу в популяризации связей с общественностью и значимости эффективных антикризисных коммуникаций, а также способствуют более глубинному пониманию и развитию навыков поиска разных решений одной и той же задачи.