По мнению руководителя аппарата партии Respublica, кандидата в депутаты Мажилиса Парламента РК Олжаса Куспекова, в настоящее время одной из основных задач государства является трансформация системы образования в стране. При чем перемены нужны во всех ее институциональных структурах – включая среднее и высшее образование.

«В Казахстане всегда был и будет большой спрос на грамотность, образованность. Каждая казахская семья отдаст все за будущее детей. Стремление народа к знаниям у нас в крови», – отмечает Олжас Куспеков.

Однако, государство на текущий момент технически не способно удовлетворить этот порыв к знаниям должным образом. Как убежден эксперт, проблемы имеются по всем направлениям и решать их необходимо комплексно.

Одна из ключевых стоящих на сегодня задач – это  преодоление разрыва в образовании между городом и селом. Эксперт напомнил, что в Казахстане действует 7160 общеобразовательных школ. При этом 74,7 % из них расположены в сельской местности.

«В нашей предвыборной программе мы акцентируем внимание на нехватке высококвалифицированных педагогов, низком уровне развития инфраструктуры в селах, недостаточной скорости Интернета. Эти и другие факторы ведут к усилению неравенства в образовании и развитию образовательной бедности. Но и это еще не всё. Даже в благополучной Астане мы наблюдаем аналогичный разрыв. В городе функционируют элитные школы, в которых формально образование такое же, как и в обычных школах. Но условия, инфраструктура на уровень выше», — подчеркнул Олжас Куспеков.

Кроме того, города РК не справляются под тяжестью естественного прироста населения. Детей все больше, в государственные детские сады – безумные очереди, а в школах до сих пор есть трехсменное обучение. В то же время, все казахстанские школы отстают в адаптации к современным технологическим и социальным изменениям. Необходимо укреплять развитие Web 3.0 и искусственного интеллекта, усиливать распространение образовательного и информационного видеоконтента в социальных сетях, всячески вносить вклад в формирование у учащихся навыка «обучения всему, везде и на ходу».

Чтобы изменить ситуацию в системе школьного образования, в своей предвыборной программе партия Respublica предлагает следующие меры:

  • Перепроектирование всех школ как физических и виртуальных экосистем с возможностями обучения в формате «360° в режиме 24/7». Это предполагает наличие двойника школы в виртуальном мире и возможность проходить обучение в любом месте, в любое время с доступом к цифровым преподавателям из любой части страны.
  • Стимулирование развития казахстанских EdTech-продуктов путем конкурсного финансирования.
  • Внедрение программ физической и цифровой мобильности учителей для вовлечения высококвалифицированных педагогов в процесс дистанционного обучения учеников школ с высокой степенью отдаленности от районных центров.
  • Принятие мер по повышению социального самочувствия школьных педагогов и предотвращению их профессионального выгорания.
  • Обеспечение экологически чистого и качественного рациона школьного питания учеников начальных классов с привлечением местных фермерских хозяйств (включая витаминное, сбалансированное, гипоаллергенное национальное питание).
  • Повышение роли Попечительских советов в управлении школой и расширение участия представителей местных субъектов предпринимательства.
  • Внедрение программы раннего карьерного планирования (профессиональной ориентации) с привлечением бизнес-сообщества для определения запросов на подготовку кадров Индустрии 4.0.

Что касается системы профессионального и высшего образования, то по мнению Куспекова, их основная проблема – это отсутствие налаженного механизма взаимодействия между учебными заведениями и бизнесом. В результате страдает качество подготовки кадров – они не соответствуют реальным запросам казахстанских предпринимателей. Так, согласно данным рейтинга образовательных программ НПП РК «Атамекен», лишь 39% выпускников вузов и колледжей находят работу в первые 3 месяца после завершения учебы, а качеством образовательных программ довольны всего 67,5% работодателей.

«Материальное положение можно субсидировать — выдать 42 500 тенге и как-то сбалансировать ситуацию. Но когда у людей есть разница в знаниях, так просто уравнять их не получится. Сегодняшние 15-летние ребята через 10 лет выйдут на рынок труда и будут сидеть за одним столом. Один из аула, второй из города. Один обучался в передовом вузе страны, второй в местном колледже или университете, лицензия которого держалась «на волоске». Оба ровесники, но разрыв в их знаниях составит порядка 10 лет. Это яркий пример последствий, к которым приводит тот факт, что организации профессионального и высшего образования зачастую оторваны от реальной практики и потребностей рынка», — подчеркнул кандидат в депутаты Мажилиса.

В партии считают, что развитие науки и высшего образования в стране должно происходить с участием субъектов предпринимательства, а подготовка кадров осуществляться в тесной связи с действующими на рынке предприятиями. Для этого Respublica предлагает наладить контакты с производственными компаниями на каждом факультете отечественных вузов и колледжей. Результатом подобного взаимодействия станет совместное составление программ обучения. Также в каждом университете должны быть открыты лаборатории и продуманы иные решения подобной интеграции.

Партия уже начала действовать, чтобы такой подход стал реальностью. Так, стратегию подготовки кадров в привязке к производственным процессам будет реализовывать первичная партийная организация, созданная в г. Актау на базе нефтепромыслового предприятия OSS Kazakhstan.

Что касается программы Respublica, то в числе конкретных предложений партии, направленных на развитие науки и усиление взаимодействия между предприятиями и высшими учебными заведениями, заявлены:

  • Создание научно-производственных кластеров с участием вузов (колледжей) и субъектов предпринимательства, с предоставлением налоговых преференций и субсидий на разработку и реализацию продуктов НИОКР.
  • Законодательное закрепление участия субъектов предпринимательства в управлении вузами и колледжами посредством Индустриальных комитетов в структуре данных учебных заведений.
  • Пересмотр механизма предоставления образовательных грантов с учетом потребностей бизнеса.

Эти и другие меры позволят в среднесрочной перспективе повысить качество образования и кадрового потенциала страны, уверены представители партии Respublica. В то же время, подобная перезагрузка системы образования должна заложить мягкие механизмы постоянного совершенствования в будущем.