Нидерланды – “фабрика” художников

На родине великих Рембрандта, Халса, Вермеера, Ван Гога, художников поддерживают государство и частные фонды. С 1935 года вплоть до начала двухтысячных в стране действовала государственная программа Voorzieningsfonds voor Kunstenaars (позже переименованная в Fonds voor Bijzondere Doeleinden), направленная на поддержку семей нуждающихся художников. Взамен творцы должны были предоставлять свою картину в пользование национальных галерей или музеев.

Среди фондов, занимающихся поддержкой культуры, можно отметить VSBfonds, который финансирует проекты исполнительского и изобразительного искусства, киноиндустрии, дизайна. Особое внимание уделяется и молодым художникам, они могут получить гранты в фонде Fonds21. Для удобства голландцами разработан специальный сайт, на котором можно ознакомиться с подборкой стипендий для обучения современному искусству, живописи, театральному мастерству в различных странах мира.

Для популяризации искусства в массы в Нидерландах в 1972 году разработали программу под названием Kunstuitleen, в рамках которой можно было взять в аренду картину из государственного художественного фонда как в библиотеке книгу. Такая система работает до сих пор в крупных городах страны.

Также образцово-показательной страной по поддержке художников можно считать Германию. Там, к примеру, в период коронавирусной пандемии,правительство уделило особое внимание не только наиболее пострадавшим секторам экономики, но и культурной сфере, которая также осталась без привычного дохода из-за карантина. Антикризисный пакет Германии, составляющий 50 млрд евро, рассчитан не только на поддержку бизнеса, самозанятых, социально-уязвимых слоев населения, но и на помощь творческим людям и художникам.

Для поддержки современного искусства и его сохранения для будущих поколений в стране реализуется программа NeustartKultur, на которую было выделено около миллиарда евро.  В рамках программы художникам предоставляются денежные гранты на развитие своих проектов.

На что казахстанские художники могут рассчитывать со стороны государства?

На сферы культуры, спорта, туризма вместе взятые в Казахстане тратится менее 1% от объема республиканского бюджета. Первое десятилетие становления независимости государство решало более приоритетные задачи с точки зрения национальной безопасности.

Однако в дальнейшем ситуация улучшалась с каждым годом. Итогом стало принятие в 2017 году программы по модернизации общественного создания, в которой особое внимание уделено национальной культуре, в том числе и изобразительному искусству.

Так, в нескольких регионах Казахстана прошли международные симпозиумы художников, пленэр-выставки, где помимо отечественных мастеров живописи участие приняли заслуженные деятели изобразительного искусства из Европы и стран СНГ.

Кроме того, в апреле 2018 года Национальный музей Республики Казахстан в рамках Рухани Жаңғыру запустил широкомасштабный проект Focus Kazakhstan, включивший четыре выставки современного казахстанского искусства в Берлине, Лондоне, Сувоне (Южная Корея) и Джерси-Сити (США), на которых было показано порядка 400 работ 94 художников.

Помимо этого, можно отметить выставки “Дух Великой степи” в турецкой Бурсе, “Шествие Золотого человека по музеям мира”, “Кочевники Евразии”, “На Перекрестке Азии и Европы” на ведущих площадках США, Британии, Китая, Белоруссии, Азербайджана.

Различные биеннале проводятся и в Казахстане, привлекая туристов из других стран. В частности, в Нур-Султане в 2018 году была проведена первая международная выставка современного искусства Astanaartshow, которая должна стать в будущем еще одной визитной карточкой города.

Сформирована Антология казахстанского изобразительного искусства, куда вошли лучшие произведения, созданные за годы Независимости. Ведется работа по созданию различных сборников, альманахов казахстанских художников.

“Такие каталоги нужны и полезны с точки зрения культурного образования. Они дают возможность людям узнать об отечественном творчестве. И с моральной точки зрения художнику приятно, когда государство не забывает о нем, поддерживая таким образом”, – так высказался член Союза художников Казахстана, лауреат государственной премии “Дарын” Нурлан Килибаев, вошедший в каталог национального музея ТОП-50 казахстанских художников.

Килибаев добавил, что участие в различных международных выставках необходимо для Казахстана. Отечественным художникам есть, что показать, и такого рода выставки отличная возможность для них рассказать о себе. По его словам, казахстанские художники имеют отличительные черты, присущие центрально-азиатскому региону.

Если не останавливаться на достигнутом, то у Казахстана есть большая перспектива в сфере изобразительного искусства. Сейчас мир без границ. Мы можем знакомиться с творчеством других художников из разных стран, что-то заимствовать, при этом сохраняя свою уникальность, – заключил он.

Программа хорошая, но нуждается в доработках

Казахстанским художникам не достает финансирования, такое мнение высказал Член Союза художников РК, Деятель искусств Казахстана, Арт-амбассадор Евразийской творческой гильдии, руководитель проекта “Искусство без границ” Марлан Нысанбаев.

Сейчас у нас есть очень много талантливых художников, которые могут прославить Казахстан, но эти люди не всегда могут себя показать, потому что участие в выставках, пленэрах, симпозиумах платное. К тому же все галереи и музеи работают на коммерческой основе. У нас нет постоянных бесплатных площадок, где художник мог бы выставить свои работ, – сказал он.

Также художник выразил надежду, что в Казахстане появится музей современного искусства по примеру Северного Кипра. Аналог такого музея в Казахстане, по его словам, благоприятно повлиял бы на развитие туризма. Тем более в республике есть много талантливых художников и деятелей искусства, которых знают не только в Казахстане, но и за рубежом, чьи работы ценят и покупают. Например, скульптор Шокан Толеш. Но за его известностью стоит огромный творческий труд и большая работа по продвижению, отметил Нысанбаев.

“В этом плане международные выставки, проводимые в рамках “Рухани жангыру”, очень много значат, потому что они формирует мнение о стране за рубежом. Однако таких мероприятий, очень мало, к тому уже участие в них принимают немногие, в среднем человек 20, при том что Союз художников насчитывает около 1200 членов”, – добавил он.

С таким мнением согласилась и Анара Абжанова – художник-пейзажист, победительница проекта «100 новых лиц Казахстана», Член Союза художников Казахстана, лауреат и победитель международных конкурсов.

Без искусства страна не может существовать. Это важно понимать. И государство может оказывать большое влияние на его развитие, поддерживая не только с финансовой стороны, но и предоставляя помещения. Потому что аренда мастерских дорого обходится, – сказала художница.

Также, по ее словам, должна оказываться более активная поддержка художникам, желающим развиваться как бизнесмены.

Казахстанским художникам не хватает знаний в арт-бизнесе. Они в большей степени занимаются творчеством, и в меньшей – продвижением личного бренда. Это часто становится причиной того, что они не могут выйти на более высокий уровень…, – считает Абжанова.

Девушка отметила, что в плане медийности ей помогла победа в проекте “100 новых лиц Казахстана”, которая привлекла внимание к ее творчеству.

В отличии от Нидерланд или Германии, где художественная школа складывалась ни одно столетие, в Казахстане живопись как одна из форм искусства в своем профессиональном виде начала формироваться значительно позже – лишь в 20-х годах 20-го столетия. Необходимо отметить, что поддержка искусства в западных странах осуществляется преимущественно за счет частных пожертвований и меценатства. Для развития такой культуры необходимо время.